Сауле Казыбаева

Родилась и  выросла в Семипалатинске, там же закончила школу с математическим уклоном, но также очень увлекалась историей и изучением языков. Мне нравились и технические и гуманитарные предметы, поэтому выбрала пограничную специальность - экономист. Училась в Московском Технологическом институте по специальности «Инженер-экономист пищевой промышленности». В перспективе планировала работать экономистом на Семипалатинском мясоконсервном комбинате. Учеба в институте была интересной, на практику ездила в Молдавию и Ленинград, приобрела понимание работы на производстве.

После окончания учебы мне предлагали распределение в Ленинград, но мама настояла, чтобы я вернулась в Семипалатинск. Как хорошо, что тогда послушала ее, ведь если бы не вернулась, возможно, не встретила своего будущего супруга, и жизнь сложилась бы по-другому.

В тот период я работала преподавателем в институте. Работа мне нравилась, я очень старалась, и, наверное, была иногда слишком строгим преподавателем. Первый год я почти не спала, готовилась к лекциям, экзаменам, проверяла кипы курсовых работ. Тогда приобрела навыки общения с аудиторией, что помогает мне по сей день.

Поработав два года, решила заняться наукой, для меня примером был мой отец. Поступила в аспирантуру в Институт экономики при Академии наук, с семьей переехали  в Алматы. Когда поступала, все казалось стабильным, а когда заканчивала, все уже изменилось. Это время совпало с развалом СССР и перспектива заниматься наукой была не очень обнадеживающей. Мне повезло, в тот период, мне предложили работу в Эксимбанк Казахстана, и я сменила род деятельности, новая работа была связана с анализом инвестиционных проектов и кредитованием.

Вспоминаю с удовольствием то время, работа в Эксимбанке была хорошим трамплином в моей карьере, тогда приобрела хороший опыт финансового анализа. Как-то проводили длительный обучающий семинар для сотрудников, по времени он занял около 7 месяцев, нужно было совмещать работу и учебу, участников было около 60 человек. По завершении семинара мы сдавали экзамены и 5 человек с лучшими результатами отправили на обучение в Европу, мы провели по одной неделе в Германии, Франции и Англии. До сих пор помню свои впечатления от той поездки. Больше всего мне почему-то запомнился офис компании Ллойдс в Сити в Лондоне: огромный зал и сотрудники, работавшие за компьютерами бок о бок за одним столом, без всяких перегородок. Я тогда подумала, а мы еще жалуемся на то,  что у нас кабинеты по 3-4 человека.  

Потом был перерыв в трудовой деятельности в связи с работой супруга, на год мы уехали из страны, а вернулась к работе уже  в Астане. Здесь я начала работать в проекте ТАСИС по обзору  промышленности и анализу торговой политики Казахстана. Мы собирали статистические данные по предприятиям различных отраслей  Казахстана, анализировали влияние тарифной политики на  результаты их деятельности на основе специально разработанной модели. Мне очень нравилось заниматься моделированием. Тогда же я  поняла, что первого образования недостаточно, ведь оно базировалось  на плановой экономике, а надо было учиться законам рынка.

Один из руководителей проекта был экономист из Франции, другой из Великобритании, и проект был практически двуязычным. Мне давно нравился французский язык, и я решила выучить его. Тогда же подумала о втором образовании во Франции.  По совету руководителя подала документы в Университет Auvergne в Клермон - Ферра на  степень Мастера (Управление экономической политикой). Примерно в это время, моя семья переехала в Рим в связи с работой супруга. Казалось, все складывалось идеально, будет легко учиться и ездить к семье, в Европе все рядом. На самом деле учеба была очень напряженной, приезжать удавалось раз в 2-3 месяца, а иногда и реже. Я очень благодарна своей маме и семье, поддержавшей меня в тот момент.

Закончила учебу в декабре 2002 года. В конце обучения у меня была 4-месячная стажировка, естественно, я начала искать варианты в Риме, поближе к семье. Устроилась в ФАО – это специализированная организация ООН, занимающаяся вопросами борьбы с бедностью и развитием сельского хозяйства. Я попала в департамент экономики, темой дипломной работы стал анализ торговой политики на основе модели общего равновесия экономики. Как раз в это время  департамент занимался разработкой таких моделей. Поэтому после стажировки меня приняли на работу в проект, который  изучал влияние изменений  в различных отраслях на уровень бедности в ключевых  регионах (Латинская Америка, Западная и Восточная  Африка, Юго-Восточная Азия). В итоге,  проработала там почти 5 лет.

Работа в международной организации это  огромный опыт, прежде всего потому это глобальная организация, рассматривающая вопросы с точки зрения интересов многих стран и регионов. Понимаешь, что такое работать  очень интенсивно и быть ответственным. Кроме того, когда работаешь среди людей разных культур, то учишься у них очень многому.

Вернулись в Казахстан в 2009 году, и сначала был определенный барьер, мне казалось, что я многого не знаю, тем более столько произошло за эти годы,  ведь меня не было в стране почти 8 лет. Поначалу было довольно сложно. Первая мысль была искать работу в международной организации, но подумала, что лучше поработать в отечественной компании, быстрее влиться в реальную экономику. На тот момент слышала много о «Самрук-Казына», поэтому подала документы, меня пригласили на собеседование, которое успешно прошла. С 2009 года работаю здесь, пришла на должность главного менеджера  Дирекции по управлению институтами развития и финансовыми институтами.

Работа в Фонде всегда приносит что-то новое и интересное, понимаешь, что многое еще предстоит узнать и сделать. Сейчас занимаюсь вопросами выхода из капитала банков и реализацией Программы Народное IPO. Работа больше проектного характера, мне это нравится, больше возможностей для изучения и проработки вопросов.

Всегда любила много читать. Даже когда дети были маленькими, очень уставала, но укладывала их спать и хотя бы 30-40 минут старалась почитать что-то. Сейчас старшему сыну 24 года, дочь в выпускном классе, думает, куда поступать. Сын получил степень экономиста, а дочь считает эту специальность очень скучной, возможно причина в подаче предмета.  

Например, в Италии, где сын учился в лицее, сама система образования, возможно, не самая оптимальная, но мне очень нравился подход в составлении программ, учебников. Экономику, к примеру, начинают относительно рано изучать,  примерно  с 6 класса, но все поясняется с практических азов. К примеру, человек получает разные виды дохода, если получает зарплату, то может снять наличные через банкомат, что представляет собой банкомат, как работают банки и т.д.  Я считаю, что финансовую грамотность нужно преподавать со школы,  у нас в этом плане очень мало хороших, понятных обучающих программ.

Молодым специалистам я бы посоветовала, во-первых, постоянно учиться, не останавливаться на достигнутом. Новые знания дают пищу для новых идей,  это важно в работе.

Во-вторых, важно заниматься чем-то, помимо основной работы,  путешествовать, изучать языки, тем более для этого сейчас масса возможностей. Знание  разных языков и культур очень обогащает жизнь, делает человека более открытым и терпимым, а если люди нетерпимы, откуда  возьмется доверие в работе? Нужно уметь выслушивать друг друга -  это часть культуры, даже если это не дано с рождения, то этому надо учиться.

Фонд «Самрук-Қазына» в лицах