Деньги для поддержки экономики – под общественный контроль!

www.zonakz.net, 02.12.2008г.

Запоздалый “План совместных действий Правительства, Нацбанка и Агентства финансового надзора по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 г. г.” – это не полноценная программа Правительства и тем более не программа развития, а всего лишь попытка избежать экономический коллапс. Предлагаемые меры не служат содержательным ответом на кризисные явления в экономике и не станут надежной защитой для миллионов казахстанцев в условиях неуклонного падения уровня жизни.

С осени прошлого года Демократическая партия “АЗАТ” не раз била тревогу по поводу бездействия властей, предлагала созыв Антикризисного совещания и формирование Правительства, способного переломить нарастающие в экономике и социальной сфере негативные процессы. Прямого ответа властей на наши предложения не следовало, наоборот они занимались плагиатом с большим опозданием, искаженно и половинчато.

Вместо дел правительство бахвалилось. Еще совсем недавно премьер уверял, что Казахстан всем бросает вызов: в мире кризис, а у нас все идет вверх. А “своевременно” принятые им меры теперь повторяют все развитые страны…

Однако содержание “долгожданного” “Плана…” только подтверждает сделанный ранее вывод: команда зиц-премьера Масимова на адекватные кризису действия не способна. Дальнейшее ее пребывание только способствует усугублению и без того ухудшающейся обстановки.

По существу, предложенный план и весь кризис-менеджмент Масимова сводится лишь к распределению 15 миллиардов долларов из Национального фонда, бюджета и пенсионных накоплений по пяти направлениям:

1) “стабилизация финансового сектора” – предусмотрено потратить $4 миллиарда. Вся эта гигантская сумма будет разделена между четырьмя так называемыми системообразующими банками. Причем суммы, предназначенные на выкуп одинаковых 25-процентных пакетов в практически совпадающих по капитализации и активам банках, отличаются в пять – семь раз. Чем, если не прямой коррупцией, дополненной подковерными переговорами высоких госчиновников “Самрук-Казына” и частных акционеров, объясняются такие “вилки”?

Ведущие мировые финансовые структуры официально заявляют об убытках и даже банкротствах, а отчетность казахстанских банков – парадная. Реальная структура внешней задолженности банков и обеспечение ее собственными провизиями, качество кредитных портфелей, предполагаемые убытки и порядок их списания – все эти данные составляют тайну не только для общества, но и для контролирующих органов.

2) “решение проблем на рынке недвижимости” – выделяются $3 миллиарда из Нацфонда и еще 2 миллиарда – из накопительной пенсионной системы.

За благой целью – достроить дома для дольщиков, кроется сговор в пользу аффилированных с высокопоставленными лицами “куатов” и “базисов”, дискредитировавших себя алчностью и неисполнением обязательств. Сам премьер признал, что на поддержку застройщиков уже было выделено 184,7 миллиарда тенге ($1,5 млрд.), однако вместо квартир имеются только публичные обвинения в адрес того же “Куата” в нецелевом расходовании средств.

Тоже относится к планам выкупа готовых квартир нацкомпаниями и акиматами, нацеленным не на обеспечение доступности жилья, а на поддержание кратно завышенных цен и улучшение жилищных условий далеко не самых бедных чиновников и менеджеров. Известно, что земли под застройку в Алматы и Астане выделялись коррупционно, бюджет за них получил “копейки”. Спонсируемый же государством обратный выкуп, по “рыночным” ценам, опять озолотит “избранных”.

Особо возмутительны планы бросить на поддержку рынка недвижимости два миллиарда долларов пенсионных накоплений. Известно, что еще в докризисные годы доходы пенсионных фондов вышли в минусовую зону, а с момента кризиса эти средства напрямую обесцениваются. Пускать их на спасение обанкротившихся застройщиков – моральное и экономическое преступление!

Наконец, не осчастливят уже попавших в беду и заманиваемых новых “ипотечников” и обещанное “Планом…” снижение ипотечной ставки. В США и Европе эта ставка не превышает 2 – 5%, “льготные” же 10,5 – 12,5% гарантированно приведут к ипотечной усталости массы новых заемщиков.

3) “поддержка малого и среднего бизнеса” – выделяется 1 миллиард долларов. Из них 700 миллионов заранее предназначены не на новые проекты, а на рефинансирование прежних кредитов, выплачивать который малый бизнес оказался не в состоянии. Это лишь отсрочит дефолт малого бизнеса, опекаемого правительством только на словах, а фактически являющегося пасынком в собственном Отечестве. Что подтверждается и объявленной “Планом…” “льготной” ставкой по новым кредитам – 14%. Такой процент выше реальных возможностей массы малых предпринимателей и загоняет их в еще большую долговую кабалу.

4) “развитие агропромышленного комплекса” – образец пустозвонства. За в целом правильными словами о приоритетном развитии сельскохозяйственного производства, капельном орошении, глубокой переработке тонкой шерсти, создании сети тепличных хозяйств, овощехранилищ, птицефабрик, молочно-товарных ферм, откормочных площадок и убойных пунктов с развитой инфраструктурой экспорта и прочее и выделении немалых сумм – 1 миллиард долларов из Нацфонда и 350 миллиардов тенге из бюджета нет конкретных механизмов!

Все мы помним “три года поддержки села-аула” и закачанные под эту госпрограмму многомиллиардные средства – куда ушли деньги, кто ответил за отсутствие результата? Что мешало заняться реальными делами в агросфере все годы экономического роста?

Даже по официальным данным, более 50% продовольствия импортируется, в то время как проживающая на селе половина страны “заботами” правительства остается наиболее нуждающейся. Под многолетние разговоры о поддержке села чиновники и латифундисты продолжают “распиливать” не доходящие до производителя бюджетные деньги, что особо нетерпимо на фоне кризиса.

5) “реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов” – не соответствует скудному внутреннему содержанию. К напыщенной риторике о полумифической программе “30 корпоративных клиентов” планом прикладывается список лишь 19 проектов, ни один из которых не тянет на “прорывной”. Из них восемь – это попытки хоть как-то наверстать отставание электроэнергетики, четыре – то же самое для “Темир Жолы”, остальные – “сборная солянка” из производства битума, кремния и ферросплавов, мало что меняющая в сырьевой направленности экономики.

Под кризисный “шумок” правительство собирается узаконить “предельные”, а по сути, - повышенные тарифы на электроэнергию. Населению и всей экономике предстоит стать невольными “инвесторами” частно-коммерческих энергетических новостроек. Данный “тарифный оброк” ухудшает национальную конкурентоспособность, попирает экономические и гражданские права казахстанцев. Подобным решением правительство пытается прикрыть свою некомпетентность в создании нормальной рыночной схемы инвестирования важнейшей инфраструктурной отрасли.

В целом “стратегическая” нацеленность “Плана…” – распределить миллиарды долларов государственной поддержки по аффилированным структурам, лишь уводит в сторону от реальной антикризисной проблематики. Которая заключается в сырьевом перекосе экономики и фатальной зависимости внутреннего рынка от импорта продовольственных и промышленных товаров, определяющих национальную безопасность. А главное – в снижении уровня жизни и покупательской способности казахстанцев.

Из содержания “Плана…” и процедуры презентации совершенно ясно, что реально экономикой и госфинансами будет управлять “Самрук-Казына”, проницательно прозванный “семь рук у казана”. Мегахолдинг, выполняя роль коммерческого посредника-распределителя бюджетных денег и ресурсов Нацфонда, фактически “крышует” закрытые, посреднические структуры, через которые и распиливаются государственные средства. Казахстанцы на себе убеждаются, как привластные посредники “накручивают” цены в хлебных и бензиновых цепочках. “Самрук-Казына”, подменивший собой правительство, делает подобное со всей экономикой в целом. В США, например, цены на бензин уже снизились почти в два раза, – у нас же они завышенными держаться благодаря аффилированным с властью посредникам.

Выделяемые из Нацфонда и бюджета 13 миллиардов долларов ни у кого не занимаются, они могут быть введены в экономику по нулевой ставке. Но если на ипотеку, кредитование села и малого бизнеса не предусмотрены ставки ниже 12–14 процентов, то кто является основным получателем всей огромной маржи?

ДПК “АЗАТ”:

– требует отставки премьера Масимова и созыва Антикризисного совещания;

– считает обязательным обеспечить прозрачность расходования всех выделяемых средств, для чего предлагает создать Общественную Комиссию из представителей гражданского общества, партий и независимых экспертов;

– заявляет о необходимости разработки масштабной Программы модернизации экономики Казахстана, реализация которой немыслима без реальных политических преобразований.

написать комментарий

Для комментирования авторизуйтесь:

комментарии

Яндекс.Метрика