Выступление заместителя председателя правления АО «Самрук-Казына» К.В. Бишимбаева на пленарной сессии «Экономика Казахстана: 20 лет достижений и взгляд в будущее» VI Форума европейских и азиатских масс-медиа

   Уважаемые участники Форума!

 

Для группы компаний «Самрук-Казына» большая честь выступить со-организатором вашего Форума и принимать в Астане столь представительное медийное сообщество из государств СНГ и Балтии. Мы благодарны Агентству РИА Новости за эту инициативу.

Журналистика, средства массовой информации остаются той сферой интеллектуальной, духовной деятельности, которая продолжает незримыми нитями скреплять постсоветское пространство, помогает удовлетворять интерес граждан наших государств к жизни бывших советских республик.

Традиционные СМИ и Интернет оказывают крайне позитивное воздействие на поддержку экономических связей между нашими странами, давая ценную информацию бизнесу в контексте сравнения действующих в наших государствах экономических систем.

Мы рады принимать руководителей СМИ и журналистов крупного калибра в преддверии празднования 20-летия Независимости Республики Казахстан.

За этот период Казахстан под руководством Первого Президента Нурсултана Назарбаева прошел впечатляющий путь развития. Астана является тем городом, который в полной мере отражает масштаб изменений, произошедших в Казахстане. Астана – символ нового Казахстана, доказательство того, что любая цель достижима, а мечты сбываются благодаря целеустремленности и упорному труду.

Если оглянуться на 20 лет назад, то самим емким экономическим понятием того времени является слово «кризис»: кризис дезинтеграции, кризис производства, кризис финансов, кризис управления… Производство упало на 50-60%, шла галопирующая инфляция, уровень бедности достиг 70%.

Главой государства был взят курс на построение рыночной модели экономики, в основе которой лежало разгосударствление предприятий и создание класса собственников. Для стимулирования предпринимательской активности было проведено несколько этапов приватизации. Это позволило значительно оживить, внести разнообразие в сферы бытового обслуживания, торговли, общественного питания. Вместе с тем, эти меры не смогли реанимировать производственные сектора экономики.

По этому поводу в свое время Президент страны Нурсултан Назарбаев отметил: «Горький урок купонной приватизации заключается в том, что собственность нельзя просто делить и раздавать. Новый собственник должен быть способен привлечь капиталы и технологии».

С 1995 по 1999 годы в стране реализуется комплекс структурных реформ, проведена приватизация в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли по индивидуальным проектам. Были привлечены первые инвесторы, определены важнейшие секторы, требующие государственной поддержки, остающиеся в собственности государства. Эта работа дала плоды. Уже в 1997 году уровень инфляции составил 11,2%, а рост ВВП – 2%.

Одновременно внедрялись новые подходы по распределению полномочий между государственными органами управления и распоряжению государственной собственностью. Именно тогда были приняты решения о необходимости сохранения и укрепления квазигосударственного сектора.

Через национальные компании было сохранено влияние государства в стратегически важных секторах экономики, определяющих экономическую безопасность страны. В нефтегазовом секторе – это «КазМунайГаз», энергетике – «KEGOC», телекоммуникационном секторе – «Казахтелеком», на железнодорожном транспорте – «Казахстан темир жолы» и другие.

Новым этапом стало создание в 2006 году Казахстанского холдинга по управлению государственными активами «Самрук», в состав которого вошли национальные компании, и Фонда устойчивого развития «Казына», объединившего финансовые институты развития. Это решение было принято после изучения международного опыта и различных моделей функционирования частных и государственных холдингов. Основная задача новых структур заключалась в повышении эффективности государственных активов.

Однако мировой финансовый кризис внес свои коррективы, и в 2008 году было принято решение о слиянии этих двух холдингов в Фонде национального благосостояния «Самрук-Казына», а также передачи Фонду дополнительных государственных активов.

В это сложное время Фонд стал основным инструментом экономической политики государства - проводником антикризисной программы Правительства РК. Перед Фондом были поставлены сложные экономические и социальные задачи: удержать стабильность финансового сектора, поддержать отечественных предпринимателей, снизить социальную напряженность, связанную с резким падением объемов долевого жилищного строительства.

В результате, когда экономики большинства стран мира переживали рецессию, Казахстану удалось обеспечить экономический рост, стабилизировать ситуацию в банковском секторе, не допустить роста безработицы, решить проблемы на рынке недвижимости.

Посткризисный этап для Казахстана стал периодом адаптации к новым мировым экономическим реалиям. И здесь важная роль возложена на Фонд. Перед нами стоят задачи по модернизации и диверсификации экономики и выводу национальных компаний в мировой пул успешных предприятий.

Фонд выполняет сегодня роль «активного» акционера, определяющего стратегию развития национальных компаний. Сегодня Фонд – это холдинг, объединяющий 583 дочерних и зависимых компании, с общей численностью сотрудников 320 тысяч человек. Компании Фонда представлены в таких отраслях, как нефть и газ, цветная и черная металлургия, горное дело, атомная промышленность и энергетика, связь, коммуникации, почта, авиа и железнодорожные перевозки, а также  финансовый сектор.

Крупнейшие запасы природных ресурсов, сильные позиции в производстве всего спектра основных казахстанских экспортных товаров, усиление присутствия на внутреннем рынке в качестве крупнейшего потребителя и заказчика, все это обеспечивает Фонду и его компаниям лидерство в стратегических отраслях экономики, а также отличную возможность для прогресса.

Сейчас мы вернулись к рыночной модели управления и определили приоритеты Фонда на ближайшую перспективу.

Первый приоритет - повышение эффективности Фонда как управляющего холдинга. Цель - увеличение долгосрочной стоимости компаний, входящих в структуру Фонда. Эта цель достигается через внедрение в дочерних компаниях эффективных бизнес-процессов, что влечет рост конкурентоспособности, финансовой устойчивости и прибыльности компаний.

Здесь Фонд ставит для себя самую высокую планку и ориентируется как минимум на хорошо зарекомендовавшие себя в мире государственные холдинги Сингапура и Малайзии.

Второй приоритет – вложение инвестиций в индустриальные проекты. За 10 лет успешной реализации программы можно заложить фундамент на 100 лет развития и процветания. Фонд является  крупнейшим оператором Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. 51% от общего объема инвестиций по программе, или 22 млрд. долларов, приходятся на 20 проектов Фонда.

Третий приоритет - это развитие инноваций. Свою основную задачу Фонд видит в том, чтобы правильно организовать систему по стимулированию и развитию инноваций в компаниях.

Как показывает мировая практика, вклад научных достижений в экономический рост в отдельных странах превышает 50% ВВП. Сегодня в мировой экономике производство наукоемкой продукции обеспечивают всего 50-55 макро технологий. Семь наиболее развитых стран мира, обладая 46-ю макро технологиями, владеют 80% рынка высоких технологий и  получают от экспорта наукоемкой продукции колоссальные доходы.

Недавно Фонд принял решение о направлении до 10% чистого дохода компаний на финансирование инноваций. Объем финансирования инновационной деятельности уже в будущем году могут превысить планку 42 млрд. тенге, что означает увеличение в 5 раз. К 2015 году они могут достигнуть порядка 72 млрд. тенге.

И, четвертый приоритет - новый важнейший участок Фонда – это реализация программы «Народного IPO». Она учитывает не только интересы компаний, выходящих на фондовый рынок, но и интересы граждан, которые становятся акционерами национальных компаний.

Народное IPO – наиболее открытый, понятный и справедливый способ стать владельцем национального благосостояния. Мы работаем на увеличение прибыли компаний Фонда. Граждане Казахстана смогут получать часть этой прибыли, владея акциями. 

При определении приоритетов Фонда мы учитываем интеграционные процессы – прежде всего появление нового международного субъекта в виде Таможенного союза, объединяющего Россию, Казахстан и Беларусь. Со следующего года Единое экономическое пространство передвигает нас на более высокую ступень интеграции, что предусматривает не только свободное передвижение товаров и единый унифицированный торговый режим в отношении третьих стран, но и свободное движение услуг, капитала, трудовых ресурсов.

На текущий момент нами подписано 17 основополагающих соглашений, которые должны не просто снять барьеры для движения товаров, капитала и рабочей силы, но и создать для рыночных субъектов в наших странах равные условия для обеспечения справедливой конкуренции.

Буквально на прошлой неделе Президентами России, Казахстана и Беларуси подписан Договор о Евразийской экономической комиссии, наднационального органа ЕЭП, которому наши страны делегируют существенное количество полномочий в области экономического регулирования и наднационального нормотворчества.

Таким образом, экономическая интеграция создает единый рынок в 170 миллионов человек, равный доступ к инфраструктуре, равные условия конкуренции, свободное движение товаров, капитала, людей. Такое объединение однозначно резко повысит привлекательность наших стран для инвестиций и предпринимательской активности.

 

Уважаемые участники Форума!

 

В целом, итог 20-летнего развития Казахстана показывает  правильность выбранного курса экономических реформ. Об этом  свидетельствует стабильная экономическая и политическая ситуация в стране.

О результатах страны за 20 лет можно судить по следующим показателям по итогам 2010 года:

- ВВП страны вырос в 6 раз с 1991 года и составил 142 млрд. долл. США. 86% валового выпуска продукции страны состоит из продукции нефтегазового сектора, горнодобывающей и металлургической промышленности, транспорта и связи, сельского хозяйства. Изменилась динамика ВВП на душу населения. В настоящее время (по данным ООН) Казахстан входит  в группу стран с уровнем доходов выше среднего. ВВП на душу населения составил 12 703 долл. США;

- в 12 раз с 1991 года выросла среднемесячная заработная плата, которая сегодня превышает 600 долл. Более чем в 5 раз сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;

- налоговые и иные поступления в бюджет с 1993 года выросли в 500 раз с 7,1 млрд. тенге до 3 505,3 млрд. тенге;

- внешнеторговый оборот страны по сравнению с 1995 годом вырос в 10 раз, составив 89 млрд. дол. США в 2010 году. Положительное сальдо оборота составила 30,2 млрд. дол. США;

- объем прямых иностранных инвестиций в экономику страны достиг 132 млрд. долл. США.

Если говорить предметно об отраслях, в которых присутствует Фонд, эти сферы вносят основной вклад в экономику и обеспечивают приток валюты в страну. За годы независимости нефтегазовый сектор, горнодобывающая и металлургическая промышленность не только восстановились, но и более чем удвоили выпуск продукции. Добыча полезных ископаемых в Казахстане в период с 1995 по 2010 годов выросла на 104 млн. тонн и достигла 260 млн. тонн в год. Ежегодно из страны экспортируется более 240 млн. тонн минеральных ресурсов в более 70 стран мира.

Казахстан занял достойное положение в мировом минерально-сырьевом комплексе. Общие (прогнозные, доказанные, подтвержденные) ресурсы полезных ископаемых превышают 133 млрд. тонн, и страна по этому показателю занимает 4-е место в мире. В расчете на душу населения годовая добыча полезных ископаемых составила 15,5 тонн, и это третий показатель в мире после Австралии и Саудовской Аравии и выше среднемирового в                 5,2 раза.

Успех страны достойно оценен и международными экспертными агентствами.

Согласно отчету «Doing Business» Всемирного Банка, Казахстан поднялся в текущем году на одиннадцать позиций и занял 47 место, опередив Китай (91 место), Турцию (71 место), Польшу (62 место), Россию (120 место), Беларусь (69 место), Кыргызстан (77 место). Кроме того, Всемирный банк присвоил  Казахстану статус страны с наиболее успешными реформами в области бизнес-регулирования за 2010 год.

Недавно Международное рейтинговое агентство «Standard & Poor's» повысило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг в иностранной валюте Казахстана до «BBB+» с «BBB», прогноз – «стабильный» и краткосрочный суверенный кредитный рейтинг до «A-2» с «A-3». Также повышен долгосрочный и краткосрочный кредитный рейтинг Фонда «Самрук-Казына» по обязательствам в иностранной валюте до «ВВВ+/А-2».  По мнению экспертов агентства повышение рейтинга связано с улучшением гибкости внешней финансовой позиции и бюджета Казахстана в результате профицита бюджета, устойчивого экономического роста при поддержке добычи нефти и цен на нее, осторожной бюджетной политики и постоянных высоких притоков прямых иностранных инвестиций.

По оценке экспертов, по основным макроэкономическим показателям Казахстан входит в число 60 самых конкурентоспособных стран мира. К примеру, по уровню национальных сбережений и государственного долга мы занимаем 12 место, госдолг составляет 9,5% от ВВП, и это позволяет нам уверенно встретить вторую волну мирового финансового кризиса.

Мы понимаем, что кризис – это и время новых возможностей, важный стимул для перемен. Самые сильные и наиболее эффективные станут новыми лидерами в XXI веке. И мы в Фонде «Самрук-Казына» уверены, что Казахстан будет в их числе.

Благодарю за  внимание.

 

написать комментарий

Для комментирования авторизуйтесь:

комментарии

Яндекс.Метрика