Доклад главы АО «Самрук-Қазына» Умирзака Шукеева на расширенной коллегии Фонда

Уважаемые коллеги!

В течение месяца мы заслушивали руководителей Фонда, наших дочерних компаний. С некоторыми встречались по нескольку раз.

Сейчас у меня уже сформировалось представление о сильных сторонах работы Фонда. Видны, безусловно, и некоторые проблемы.

 Жанаозен

Первое, что нам нельзя забывать - это события в Жанаозене. Все мы знаем, что первопричиной этих событий был трудовой конфликт на наших предприятиях. Поэтому нам необходимо сделать выводы из этой ситуации. Те меры, которые необходимо было принять срочно, мы приняли.

Со стороны Правительства, Фонда «Самрук-Казына», компании «КазМунайГаз», фонда «Даму» региону была оказана поддержка. Пострадавшие получили помощь, восстанавливаются поврежденные объекты города. Потерявшие работу нефтяники трудоустроены.

При «Озенмунайгазе» и «Каражанбасмунае» созданы 2 сервисные компании, с численностью работников на 1070 и 1000 человек. При этом надо учесть, что уволено было 1983 забастовщика, а создано 2070 рабочих мест. Сегодня на работу принято уже 1986 человек. Зарплаты у них остались на прежнем уровне (от 170 до 270 тыс. тенге в месяц).

Кроме того, в рамках комплексного плана развития Жанаозена по линии Фонда «Самрук-Казына» прорабатывается 16 проектов, направленных на стабилизацию социально-экономического положения в городе, создание новых производств и рабочих мест, развитие экономики региона. Речь идет о таких проектах, как запуск специального производства для ремонта нефте-промыслового оборудования, миниНПЗ, открытии нефтеналивного терминала, базы поддержки морских нефтяных операций и судоремонтного завода в селе Курык.

На месторождениях «Озенмунайгаз» будет реализован специальный комплекс мероприятий, которые за счет внедрения новых технологий позволят стабилизировать добычу и продлить срок их эксплуатации. Такие же проекты будут реализованы на Каражанбасе, Эмбе и других месторождениях. Это даст время, необходимое для развития региона. Параллельно будет продолжена геологоразведка.

В Актау будет запущено производство дорожных битумов. Также будет развиваться инфраструктура вдоль железной дороги от Узеня до границы с Туркменистаном.

Реализация этих мер будет способствовать решению многих проблем жителей Жанаозена. Но нам всем необходимо сделать выводы из этой ситуации.

Мы имеем многотысячные коллективы в своих компаниях, поэтому правильные выводы очень важны.

Первый урок, который мы получили в Жанаозене, – это полная неготовность к решению трудовых конфликтов. Вместо того, чтобы выстроить диалог, были сделаны неправильные с точки зрения социально-трудовых отношений шаги, которые только условжнили положение. Все вы знаете оценку, которую дал Глава государства. Поэтому мы должны принять системные меры по недопущению трудовых конфиктов, а в случае их возникновения –по разрешению в цивилизованном порядке.

Сегодня благодаря принятым по поручению Главы государства мерам, в Жанаозене ситуация полностью стабилизировалась. Режим чрезвычайного положения снят. Люди спокойно ходят на работу, функционируют все объекты и сфера обслуживания.

Наша задача, сделать все необходимое, чтобы свести к нулю возможность повторения подобных ситуаций.

Руководители, особенно работающие на производственных предприятиях, должны хорошо знать людей, их проблемы и лично заниматься их решением. И быть на местах.

Руководителям производственных предприятий необходимо работать на местах, а не в столице. Такой практики больше не должно быть. Все должны быть на местах, и на месте принимать самостоятельно решения.

В настоящий момент, в Фонде создана рабочая группа по анализу и совершенствованию практики социально-трудовых отношений. Уже проведено первичное заслушивание ключевых производственных компаний для выявления зон риска возникновения напряженности и выработки своевременных превентивных мер.

При Фонде создается Центр социального партнерства, руководить его работой будет известный общественный деятель Нурлан Еримбетов. Он будет иметь связь с каждым регионом, проводить необходимые социологические исследования, выезжать на места, чтобы держать руку на пульсе социального самочувствия работников.

Уверен, это поможет наладить диалог между работодателями и работниками. К этой работе мы также планируем привлечь лучших консультантов по корпоративным социально-трудовым отношениям.

В итоге, нами будет выстроена новая система управления трудовых и социальных отношений в компаниях, которая позволит гибко реагировать на вызовы и не допускать возникновения напряженности.

Закон «О Фонде национального благосостояния»

Буквально позавчера, 1 февраля Нурсултан Абишевич подписал закон «О Фонде национального благосостояния».

Этот закон принципиально меняет модель работы Фонда, в том числе подходы, оценки, критерии, которые мы будем применять к нашим дочерним компаниям.

Для того, чтобы  компании сохраняли конкурентоспособность, не теряли темпов развития, внедряли инновации, решения должны приниматься оперативно. У Фонда же были такие примеры, когда решения принимались по 5-6 месяцев. Причем три раза согласование шло с одними и теми же людьми в министерствах. Документы ходили по кругу, проходя согласование в госкомиссии, в Правительстве, а также в Совете директоров. Везде подписи ставили одни и те же люди. По новому закону Правительство будет управлять Фондом напрямую, через Совет директоров. Это соответствует международным принципам корпоративного управления.

Полномочия Cовета директоров усиливаются. К его компетенции относится порядок разработки, утверждения, оценки реализации плана развития Фонда.

Мы увеличиваем количество независимых членов Совета директоров с 33 до 40%, что полностью соответствует рекомендациям Организации экономического развития и сотрудничества, а также практике ведущих мировых корпораций. 

Закрепляется механизм контроля финансовой деятельности Фонда. В специализированные комитеты наряду с представителями Счетного комитета войдут также работники других государственных контрольных и правоохранительных органов.

Инвестиционные программы

Закон о Фонде четко и однозначно трактует, - основная цель работы менеджмента Фонда – повышение стоимости дочерних компаний.

Это значит, мы обязаны добиться эффективной текущей деятельности, эффективности инвестиционных программ.

Мы изучили инвестиционные программы ключевых дочерних компаний. Ситуация, сразу скажу, неоднозначная.

В общей сложности компаниями Фонда реализуется более 160 проектов. Из них в «Самрук-Казыне» рассмотрены всего около 50. Это значит, что более чем по ста проектам у нас нет четкого понимания об их целесообразности.

Возможно, большинство этих проектов являются достаточно эффективными, но по многим отдача до конца не ясна. Есть там и бесперспективные, убыточные проекты.

Поэтому по инвестиционным программам должна быть усилена координация с Фондом.

Все уже запущенные инвестпроекты должны быть проанализированы в соответствии с профилем компаний, объемами финансирования, их значимостью. По каждому необходимо принять решение. Неэффективные, нерентабельные проекты мы финансировать не будем. И далее, все новые проекты должны проходить экспертизу в Фонде. Эту работу будет проводить комитет по инвестициям.

По тем семи большим проектам, о которых Глава государства  говорил в Послании, должна быть начата работа, и они должны быть своевременно реализованы. Мы подготовили детальные планы мероприятий с определением персональной ответственности, конкретными сроками реализации.

Я прошу очень внимательно отнестись к реализации этих планов. Мы будем контролировать их исполнение очень тщательно.

Справочно, 7 проектов:

·         создание комплекса глубокой переработки нефти на Атырауском НПЗ;

·         вывод на проектную мощность Атырауского газохимического комплекса;

·         строительство газоперерабатывающего завода на Карачаганакском месторождении;

·         газификация центрального региона;

·         строительство железнодорожной линии Жезказган-Бейнеу;

·         строительство железнодорожной линии Аркалык-Шубарколь;

·         начало строительства Балхашской ТЭС.

В целом, компаниями группы Фонда «Самрук-Казына» уже реализуется 24 крупных инвестиционных проекта на общую сумму 15,3 млрд. долларов. Это проекты, которые в том числе вошли в Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития.

Наряду с крупными проектами мы также должны начать работу по реализации «сетевых проектов». В регионах по заранее разработанным бизнес-планам необходимо создавать проекты казахстанского содержания вокруг наших компаний.  

Очень хорошая проработка имеется в ОХК (Объединенная химическая компания) о создании химических парков в регионах страны. Нужно поддерживать это направление.

Для этого необходимо работать в партнерстве с частным сектором. Мы консолидируем работу институтов развития, которые будут оказывать всю необходимую поддержку. Они будут рассматривать проекты. «Самрук-Казына Инвест» также будет работать с частными структурами, в том числе направлять инвестиции в капитал.

Такие проекты выгодны всем. У нас есть опыт реализации таких проектов в других отраслях. Например, в сельском хозяйстве. В регионах будет развиваться бизнес, создаваться рабочие места. Компании получают необходимые услуги. Повысится реальное казахстанское содержание.

Что касается убыточных проектов, которые компании вынуждены реализовывать из-за их социальной значимости, будет использоваться принцип раздельного учета. Спрятать неэффективную работу за якобы высоким уровнем социальной ответственности больше не получится.

По казахстанскому содержанию

В целом, Фонд «Самрук-Казына» и национальные компании, как лидеры казахстанской экономики, должны стать катализатором развития бизнес-среды. Речь идет повышении казахстанского содержания.

Компании холдинга закупают более 70 тысяч наименований товаров и услуг. Большая их часть вполне может производиться казахстанскими компаниями. В 2010 объем закупок вырос более чем в два раза, а доля казахстанского содержания составила 50%. В 2011 году доля казахстанского содержания по предварительным данным выросла всего на 5%. Хотя в 2009 году этот показатель составлял 70%.

Ставлю задачу вернуть уровень казсодержания до прежних 70%. Каждому руководителю компании поручаю взять эту работу под свой личный контроль. В Фонде создан новый департамент казахстанского содержания, который будет ежемесячно мониторить и докладывать мне о ситуации.

Необходимо также продолжить работу по заключению долгосрочных договоров с отечественными товаропроизводителями. Это позволит обеспечить стабильный спрос на их продукцию, а, соответственно, создаст условия для долгосрочных инвестиций в производство.

Нам надо переходить на электронные закупки. Наработки уже есть. В ближайшее время - квартал, первое полугодие - мы должны перейти на электронные закупки.

Все закупки будут осуществляться на одной площадке. Это вытекает из поручения Президента на последнем расширенном заседании Правительства.

Вопрос финансовой устойчивости

По вопросу финансовой устойчивости. В целом, ситуация по группе компаний сейчас хорошая. Но есть два момента, которые мы решаем.

Во-первых, из-за того, что  все антикризисные средства из Национального фонда Фонду «Самрук-Казына» были выданы в виде кредита, а не в капитал, сейчас стоит задача о продлении и изменении параметров кредита так, чтобы этот кредит не влиял на капитал Фонда. Это решение практически поддержано в Правительстве. Сейчас находится на рассмотрении Совета по управлению Национального Фонда. Мы надеемся, что это решение будет принято вовремя, что значительно повысит финансовую устойчивость самого Фонда.

Также, Фондом разработано предложение по финансированию «КазМунайГаза» за счет облигационного займа из Национального фонда на сумму 4 млрд. долларов до 2015 года, в частности по рефинансированию долгов связанных с проектами Кашаган и Ромпетрол. Предложенная структура значительным образом улучит финансовое положение «КазМунайГаза». Мы планируем вынести вопрос на рассмотрение СЭП.

Во-вторых, очевидной проблемой является «БТА Банк». Я хочу ещё раз подчеркнуть, что Фонд «Самрук-Казына» поддерживает предложение по реструктуризации части заложенности Банка. В рамках работы Комитета кредиторов мы рассчитывает найти компромиссное решение.

Мы считаем, что ситуация в банке будет нормализована. Поэтому, обращаю внимание всех руководителей группы компаний – мы сейчас должны поддержать банк. В том числе это касается размещения там депозитов, открытия новых счетов.

Обращаю внимание компаний. Никаких противоречивых действий в отношении БТА Банка быть не должно. Это четкая установка.

В целом, хочу обратить внимание руководителей, что вопрос финансовой устойчивости касается всех. На 1 октября 2011 г. внешний долг Фонда и дочерних компаний (без учета банков) составлял 21,4 млрд. долл. Это достаточно серьезная сумма, она составляет 17,4% от валового внешнего долга страны. 

По данным Национального Банка РК на эту же дату валовой внешний долг страны составил 122,8 млрд.долл.

Теперь мы должны мониторить финансовые показатели наших компаний и относиться к ним критически. Нельзя допускать аксилирацию этого долга.

В Фонде создан специальный комитет, который на регулярной основе будет заслушивать информацию по финансовой устойчивости компаний.

Вопросы корпоративного управления

Если говорить о корпоративном управлении, важно отметить, что по новому Закону главным механизмом контроля эффективности Фонда и дочерних компаний станут ключевые показатели (KPI), утверждаемые Советом директоров в рамках плана развития.

Такой подход позволит четко определить сферу ответственности и цели работы менеджмента, ориентировать руководителей на достижение конкретных результатов, объективно оценивать достигнутые успехи.

Согласно принципам корпоративного управления роль Фонда, как акционера, - четко формулировать цели для менеджмента и подбирать эффективные кадры. Через Советы директоров мы будем проводить эту линию. В ближайшее время в Фонде мы начнем внедрять новую систему КПД. Этот процесс должен быть распространен на все дочерние компании. С неэффективными менеджерами будем расставаться.

Сейчас, после критики Президента ходит много разговоров, что Фонд будет избавляться от сотрудников, которые являются родственниками известных людей. Это совершенно неверная трактовка слов Президента. Оценка работников будет осуществляться по профессиональным качествам.

В рамках развития корпоративного управления мы будем активизировать работу Cоветов директоров.

При этом особо хочу отметить роль независимых директоров, которые очень часто являются опытными бизнесменами. Они действительно могут помочь компаниям в их развитии. Эти люди могут помочь повышать производительность, внедрять более высокие стандарты управления, отчетности.

Наши собственные члены Совета директоров будут отчитываться по результатам деятельности курируемых ими компаний. КПД руководителей компаний должны включать в себя конкретные показатели, подтверждающие, что они действительно сосредоточены на решении наиболее важных задач.

На самом деле это проблема не только нашей страны, но во всех развитых странах. Члены Совета директоров, иногда получается так, что перекрестно сидят в компаниях. Приходят, посидят, приятно проведут время…Такого больше не будет. Для них тоже будут свои показатели. 

Управляющих директоров Фонда необходимо оценивать как по результатам деятельности курируемых компаний, так по тому вкладу, который они внесли в развитие группы в целом.

Об оптимизации

Теперь вопрос, который вызывает наибольший резонанс.

Оптимизация структуры и численности работников компаний. Такое поручение дано Президентом страны. 

Мы эту работу уже начали.

Сегодня утром, перед нашим совещанием под председательством Премьер-Министра прошел Совет директоров, где в целом были одобрены наши подходы к оптимизации работы Фонда.

В новой структуре Фонда четко распределены функциональные обязанности, исключено дублирование.

В целом структура разделена на 4 блока.

Первый блок финансово-экономический, который возглавляет Бахмутова Елена Леонидовна. На этот блок приходятся все вопросы экономического планирования, финансов, кураторство по вопросам банков второго уровня.

По этому блоку в отличие от действовавшей ранее структуры мы выделяем отдельный департамент казначейства – мы будем усиливать эту службу для повышения эффективности использования свободных средств.

Очень важно дочерним компаниям услышать два слова: будет создан департамент казначейства и будут электронные закупки. Чтобы они понимали, к чему мы движемся.

Это соответствует лучшей международной практике. Я думаю, Елена Леонидовна выстроит  эффективную схему работы казначейства.

Второй – стратегический блок под руководством Бишимбаева Куандыка Валихановича. За ним вопросы стратегического развития, казахстанского содержания, инновационной политики, инвестиционных проектов и специальных отраслевых программ, таких как программа жилищного строительства, Народное IPO.

У Куандыка Валихановича в руках будут все вопросы развития – у него хороший опыт в этой сфере и необходимая для этого квалификация.

В этом блоке мы формируем новый департамент казахстанского содержания, будем усиливать это направление – задача обеспечить закрепление текущих результатов и реализация имеющегося потенциала компаний. Эта работа тесно связана с инвестиционной деятельностью фонда. Также в этот блок под кураторство Бишимбаева переходят «СК Контракт», «СК Фармация» и «СК Инвест». То есть необходимый инструментарий для усиления вопросов инвестиций. 

Мы на самом деле имеем все необходимые институты для развития государственно-частного партнерства и развития для осуществления так называемых средних инвестиционных проектов: институты развития, аналитика и денежные средства. Это все надо бъединить в один блок.

Операционно-производственный блок - это три базовые отрасли - нефтегазовая, горнометаллургическая и энергетика. Я буду курировать его лично.

Этими направлениями занимаются управляющие директора Салимгиреев Малик Жанабаевич (нефтегазовый блок), Бектемиров Куаныш Абдугалиевич (энергетический блок) и Байдаулетов Нуржан Талипович (транспортный блок).

И обеспечивающий блок, в который входят юридическая служба, службы корпоративного управления, управления рисками, аудита и контроля, управления человеческими ресурсами.

Решения будут проходить вертикально. Никаких бесконечных обсуждений, киваний друг на друга, по кругу запускания бумаг не должно быть.

Каждый знает на своем месте за что отвечает и должен принимать решения.

Мы значительно усиливаем направление по работе в сфере социально-трудовых отношений созданием Центра социального партнерства, о котором я уже говорил, и который будет обеспечивать выработку корпоративной политики в трудовых отношениях в первую очередь среди производственного персонала.

Специальный управляющий директор по этим вопросам- Калетаев Дархан Аманович. Это огромный блок вопросов, где он должен привнести новую волну в работу Фонда.

В целях системной работы и активизации деятельности Фонда созданы четыре комитета: кредитный, оценки и планирования, инвестиционно-инновационный и кадровый. Эти комитеты на системной основе каждые две недели будут рассматривать вопросы в своей компетенции по всем дочерним компаниям, давать рекомендации и заключения.

Для мониторинга и контроля операционной деятельности дочерних компаний будут определены ряд конкретных критериев, на предмет соответствия которым каждая компания ежемесячно будет заслушиваться в Фонде.

Это те КПД, которые я буду лично контролировать. Ежемесячно мы будем встречаться с руководителями компаний, обсуждать прогресс по этим показателям.

Вместе с тем определены службы, которые будут иметь в масштабах группы Фонда вертикальную сквозную структуру.  Это правовое и кадровое обеспечение, служба безопасности, корпоративное управление и управление рисками, аудит, связи с общественностью, бизнес-планирование, финансовая отчетность, казначейство, закупки, инновации и инвестиции, стратегическое развитие и документооборот.

Такая линейная схема построения структуры по блокам в наибольшей степени соответствует текущим задачам и, по мнению экспертов, отвечает передовому опыту. Я рекомендую  всем дочерним организациям внимательно рассмотреть свои структуры и внести корректировки, обеспечивающие максимальную эффективность и учитывающие вертикальное построение названных служб. То есть от нас дочерним компаниям, дочерние компании - свои компаниям по вертикали.

Что касается оптимизации численности, в Фонде «Самрук-Казына» работа по данному направлению уже давно ведется. В самом корпоративном центре мы внимательно смотрели каждую единицу. Когда-то в Фонде работали 210 человек,  то сейчас всего 140. То есть в департаменте по два-три человека работает. Для компании, которая управляет группой с общей численностью персонала более 320 тысяч человек, это нормально.

Но есть большие резервы в наших дочерних компаниях, внучатых компаниях и т.д.

Вот в «Разведку Добычу» Айдарбаев пришел, посмотрел свежим взглядом: то, что они сидели в Астане было больше тормозом для работы. 50% он сегодня сокращает и правильно делает. Может это еще и не предел.

В «КазМунайГазе» тоже раздутый штат. На 25% сокращают. Я поддерживаю это.

Также уже начата работа по оптимизации структуры «КазакстанТемiрЖолы», где предполагается в течение двух лет провести оптимизацию на 17%.

Далее эту работу необходимо провести во всех компаниях. В системе более 500 компаний - куда это годится?

Если какое-то здание строится, создается специальная компания-заказчик. Потом к нему создается компания-подрядчик. Потом к нему создается компания-технический надзор. Все такие вещи мы будем непрофильно убирать. Все непрофильные активы, есть такая идея, мы соберем «в голове». Чего только нет у нас! Поэтому от этих непрофильных активов надо будет избавляться.

Вы должны правильно понимать. Речь не идет о механическом сокращении. Необходимо повысить эффективность работы, исключить дублирование функций. Руководители должны четко видеть, за какой блок вопросов они отвечают, соответственно, за что с них будут спрашивать.

В целом по кадровой политике я хочу отметить, что в первую очередь во главе угла стоят вопросы профессионализма и эффективности менеджеров.

Таким образом, все правовые, стратегические и организационные моменты решены. Остается только засучив рукава работать для выполнения поставленных Главой государства и Правительством задач.

Видео по теме:

написать комментарий

Для комментирования авторизуйтесь:

комментарии

Яндекс.Метрика