Выступление главы АО «Самрук-Қазына» Умирзака Шукеева на совещании по вопросам дуального обучения

Уважаемые участники совещания!

Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» сегодня выходит на новый уровень корпоративного управления, где во главу угла ставится вопрос усиления социальной ответственности работодателей.  В утвержденной правительством Стратегии Фонда на 2012-2022 годы социальная ответственность является одним из трех основных приоритетов развития. При этом ключевым звеном социальной ответственности Фонда являются вопросы подготовки кадров и повышения квалификации работников.

В своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что сквозь тернии мирового кризиса в ХХI век постепенно входит новый тренд – общество всеобщего труда. В XXI веке только труд может обеспечить всем казахстанцам благосостояние  и достижение нового качества жизни.

В этой связи рабочий является основным фундаментом создания общества труда.

В то же время современная глобальная экономика предъявляет новые требования к качеству подготовки современного рабочего.  Сегодня рабочий – это не просто носитель производственных компетенций, от него также требуется высокая  креативность, проявление инициатив, внедрение инноваций, а также управленческий талант. 

Именно эти требования позволят нашей стране обеспечить высокую эффективность развития, повысить конкурентоспособность отечественной экономики.

Ли Куан Ю, основатель успеха Сингапура, за 30 лет смог превратить никому неизвестную страну в Юго-Восточной Азии в экономического лидера региона. Этот успех был основан на подготовке рабочих нового поколения. Именно он стал инициатором известной сейчас во всем мире программы «300 спартанцев»,  направленной на взращивание талантов среди рабочих.

Сейчас широко известна его цитата «Чтобы перейти из страны «третьего мира в страну первого мира» мы должны были обучить наших людей… В борьбе за выживание мы руководствовались простым принципом: Сингапур должен был стать более организованным, более эффективным и более энергичным, чем другие страны региона».

Лидер казахстанской нации Нурсултан Назарбаев ставит перед нами такие же высокие цели. Мы также намерены вывести уровень подготовки наших кадров на мировой уровень. Из опыта мировых стран мы знаем, что повышение затрат на 20% на подготовку одного рабочего сегодня, повысит производительность труда на 30-40% завтра.

Сегодня ряд глобальных компаний,  таких как Microsoft, IBM, GeneralElectric,  Apple несмотря на общий тренд к снижению доходности показывают абсолютно противоположную тенденцию - сенсационный рост, названный парадоксом быстрорастущих компаний.

Ключевые факторы роста – это прорыв в создании новых рынков, инновационная стратегия «тигров», а также ставка на удержание и обучение самых одаренных сотрудников.

Эти компании инвестируют колоссальные суммы на обучение и в среднем тратят на одного сотрудника не менее тысячи долларов в год.  Для сравнения, в АО «КазМунайГаз» затраты на обучение одного работника составляют около 200 долларов в год.

Во всем мире улучшение системы подготовки профессиональных  кадров осуществляется через равноправный диалог между государством,  бизнесом и  образованием, а  оптимальной формой их взаимодействия является социальное партнерство.

В этой связи АО «Самрук Казына» считает подписание сегодня Договоров о социальном партнерстве мотором, который ускорит процесс сотрудничества государства, компаний и учреждений образования.

Подписание договора о социальном партнерстве является итогом решения 3 ключевых вопросов в группе Фонда:

1.   улучшить систему планирования трудовых ресурсов;

2.   четко определить квалификационные требования к современному рабочему  и, самое важное;

3.   повысить качество профессионального образования.

Что мы сделали на сегодняшний момент?

По первому блоку вопросов мы детально выявляем потребности компаний Фонда в кадрах.  

Сегодня в Казахстане недостаточно развита система бизнес-планирования трудовых ресурсов на долгосрочную перспективу (5-10 лет).  Это связано с тем, что отсутствуют комплексные системные маркетинговые исследования трудового рынка в отношении рабочих специальностей. Результатом является дисбаланс рынка труда: с одной стороны -  дефицит высокопрофессиональных рабочих кадров на производстве, с другой стороны - невостребованность выпускников учреждений образования: колледжей и ВУЗов.

Какой вклад вносит «Самрук Казына» в решение данной проблемы?

Мы точно рассчитали потребности Фонда в кадрах с учетом реализации инвестиционных проектов. В ближайшие 5 лет, в соответствии со Стратегией развития Фонда, будет реализовано порядка 192 инвестиционных проектов (в т.ч. расширение и модернизация производства) на сумму 5 трлн.тенге.

Ожидается создание около 10 тысяч новых рабочих мест, в т.ч. по новым рабочим специальностям в таких сферах, как нефтехимия, нефтегазовая, химическая промышленности, альтернативная энергетика, морская нефтедобыча и др.

Начиная с этого года, нами сформирован Корпоративный стандарт планирования трудовых ресурсов в группе Фонда, отражающий  потребности в численности персонала с разбивкой по основным специальностям  и рабочим профессиям.

Для повышения персональной ответственности каждому руководителю одним из ключевых показателей деятельности будет присвоен показатель (КПД), который позволит оценить качество планирования трудовых ресурсов и эффективность внедрения дуальной системы обучения в компаниях.

Второй блок вопросов связан с постоянно растущими требованиями - стандартами, которые предъявляет бизнес и производство к современному работнику.

Как показывает мировой опыт, основные требования к рабочему разрабатываются работодателем через внедрение профессиональных стандартов - количественных и качественных (квалификационных) требований к подготовке кадров.

Ответственность по разработке профессиональных стандартов должны брать на себя компании и государство.

Мы изучили опыт многих компаний в Казахстане, например  Аджипа, когда при обучении рабочих кадров они руководствуются только своими требованиями к квалификации.

Сейчас у нас трудятся работники по 721 специальности. Нам предстоит кропотливый труд создать профессиональные стандарты по всем нашим профессиям. Одним из первых работу в этом направлении ведет акционерное общество «КазМунайГаз». С 2009 года ими разработано уже более 300 профстандартов.

Мы  тесно сотрудничаем  с Министерством образования и науки, Министерством труда и социальной защиты населения для интеграции наших профессиональных стандартов в Национальную квалификационную систему.

По третьему блоку вопросов  Фонд сформировал системное видение основных механизмов повышения качества профессиональной подготовки работников. 

Для повышения качества профессиональной подготовки рабочих специальностей мы, во-первых, сокращаем разрыв между потребностями компании в подготовке рабочего и качеством образования в рамках технической и профессиональной подготовки.

Как показал опрос, около 60% работодателей  не удовлетворены качеством обучения и содержанием программ производственного обучения.

Сегодня компании требуют от работника более глубокой профессиональной подготовки. Например, «KEGOC»нуждается в рабочих по квалификации  «Техник – электрик», владеющих рабочей профессией«Электромонтера» не ниже 4-5 разряда. В то время как система ТИПО на выходе может подготовить рабочего на 2-3 разряда ниже.

Ключевым механизмом решения этой проблемы является модель дуального обучения, где профшколы и предприятия будут нести  равную ответственность за качество подготовки, устраняющей разрыв между теорией и практикой.

На сегодня по данному направлению Фондом ведется огромная работа. Разработаны пилотные учебные планы, где в основе квалификации, например, техника сидит рабочая профессия с уровнем подготовки, соответствующей требованиям работодателя.

В результате выпускнику колледжа не придется доучиваться на предприятии.

На наш взгляд, задача государства и Фонда – данные пилотные проекты внедрить во все учебные заведения.

В рамках подписанных договоров о социальном партнерстве мы содействуем развитию материально-технической базы учреждений ТиПО, обеспечиваем учащихся колледжей рабочими местами при прохождении производственной практики.

Современные колледжи нуждаются в особом режиме, позволяющем создать производственную учебную базу. В этой связи они нуждаются в таможенных льготах, налоговых преференциях. Финансовые преференции, могут быть выражены, в первую очередь, освобождением от арендной платы за земельные участки, переданные в пользование колледжам для строительства материально-технической базы.

Во-вторых, мы повышаем качество учебных центров компаний Фонда. На сегодняшний день в группе Фонда функционируют 19 корпоративных учебных центров. В данных центрах  обучаются только 44% процента работников. Остальные 56% - обучаются вовне. Это связано как с качеством преподавания, так и с уровнем оснащенности данных центров. 

Мы тщательно проанализировали деятельность учебных центров и  разбили их на 2 группы. В первую благоприятную группу, так называемую «зеленую сферу» входят 40%, это такие оснащенные центры, как «Учебный центр АО «Казакстан Темир Жолы». Как мы сегодня видим в данном центре имеются оборудованные лаборатории, полигон для обучения работников путевого хозяйства, оборудованные учебные кабинеты, тренировочные тренажеры,  видео материалы, мультимедийные учебники, собственный библиотечный фонд.

К сожалению, около 60% наших центров подпадают под красную сферу, они не обладают собственным преподавательским составом, у них отсутствуют производственные базы. Данные центры нуждаются в коренной модернизации и оснащении производственными базами.

В этой связи мы видим несколько путей решений данной проблемы. Мы осуществим модернизацию существующих учебных центров, повысим их связь с производством и наукой, а также будем строить  новые учебные центры. Так, например, запланировано строительство учебного центра  «Объединенная химическая компания», который будет готовить специалистов в нефтехимии.

Возможно мы будем привлекать иностранных специалистов в подготовке наших рабочих в учебных центрах. В свое время Ли Куан Ю призвал Японию, Германию, Францию  и Голландию основать в Сингапуре собственные учебные центры по подготовке технических специалистов.  В результате нефтяная промышленность Сингапура значительно расширилась, к началу 90-ых годов Сингапур стал третьим крупнейшим мировым центром нефтепереработки и центром торговли нефтью после Нью-Йорка и Лондона. 

В-третьих, в компаниях Фонда мы усилим научную и инновационную составляющие подготовки рабочих кадров.

Мы осознаем, что современная модель компании  предполагает создание единого научно-производственного цикла по принципу «исследование – разработка – подготовка кадров – промышленное освоение».

В этой связи мы разрабатываем систему внедрения научных разработок в производство, которая позволит сформировать в компаниях Фонда единые научно-производственные циклы по данному принципу.

Мы продумали взаимосвязь работы компаний Фонда  с технопарками и технополисами, СЭЗ. Для этого разработали интегрированную модель «Научные центры – образование - бизнес». В этой связи  на базе технопарков мы начнем реализацию совместных проектов с участием иностранных и казахстанских научных центров, учебных центров  и казахстанских компаний. Это позволит национальным кадрам изучить зарубежный опыт, внедрить лучшие инновации, на базе которых создать новые  казахстанские технологии.

Но самое важное, на наш взгляд, в данной  модели мы повысим роль рабочего как инноватора, который станет генерировать идеи, разрабатывать рационализаторские предложения, Ноу-Хау, патенты.

В этой связи очень показательны слова Джеймса Гуднайта, основателя компании SAS (SAS Institute Inc.), признанного журналом «Fortune» «лучшим работодателем» в мире: «Каждый вечер 95 процентов всех активов моей компании разъезжаются по домам. Моя задача — создать такие условия труда, чтобы на следующее утро у всех этих людей возникло желание вернуться обратно. Креативность, которую они приносят в компанию, создает конкурентное преимущество».

Мы признаем важную социальную и экономическую функцию, которую выполняют современные рабочие. Поэтому их труд достоин самого большого общественного признания и уважения.

Фонд держит руку на пульсе мировых инновационных проектов в сфере образования и будет внедрять экономические и технологические достижения в области подготовки профессиональных кадров.  

написать комментарий

Для комментирования авторизуйтесь:

комментарии

Яндекс.Метрика