Служба комплаенс
Служба комплаенс АО «Самрук-Қазына» в своей деятельности руководствуется Положением о Службе комплаенс Фонда, новая редакция которого была утверждена решением Совета директоров АО «Самрук-Қазына» от 20 мая 2024 года № 235, антикоррупционным законодательством Республики Казахстан и лучшими мировыми практиками в сфере комплаенс и противодействия коррупции.
Основной целью деятельности Службы комплаенс Фонда является обеспечение соблюдения антикоррупционного законодательства Республики Казахстан, развитие комплаенс программы, включая координацию деятельности служб комплаенс портфельных компаний, коммуникации и обучение, сопровождение линии инициативного информирования (горячая линия), проведение проверок и расследований, взаимодействие с третьими сторонами, выявление и урегулирование конфликтов интересов, развитие других направлений комплаенс в группе компаний Фонда.
В 2024 году Служба комплаенс Фонда продолжила развитие функции комплаенс в группе компаний Фонда, автоматизацию отдельных элементов комплаенс программы на уровне группы компаний Фонда и развитие взаимодействия с регулятором, повышая прозрачность деятельности группы компаний Фонда.
Руководством Фонда проводится планомерная работа, нацеленная на продвижение идеологии добропорядочности и усиления общественного контроля в корпоративном управлении Фонда. Также руководством Фонда задается правильный «тон сверху», отмечается необходимость соблюдения требований законодательства и комплаенс политик.
Руководитель Службы комплаенс Фонда принимает активное участие в нормотворческой работе по вопросам комплаенс функции в квазигосударственном и частном секторе, встречах с государственными органами и бизнес-сообществом.
ПО ИТОГАМ 2024 ГОДА СЛУЖБОЙ КОМПЛАЕНС:
- В связи с изменениями, внесенными в Закон РК «О противодействии коррупции», а также утверждением в декабре 2023 года Корпоративного стандарта по комплаенс функции Фонда (далее – Корпоративный стандарт), 20 мая 2024 года была утверждена в новой редакции Политика по противодействию коррупции АО «Самрук-Қазына».
- Решением Совета директоров Фонда от 20 мая 2024 года утверждено Положение о Службе комплаенс АО «Самрук-Қазына» в новой редакции.
- 11 марта 2024 года утверждена Инструкция по противодействию коррупции в АО «Самрук-Қазына», разработанная Службой комплаенс согласно положениям Закона РК «О противодействии коррупции».
- Решением Правления Фонда от 26 декабря 2024 года утверждены изменения и дополнения Корпоративный стандарт по функции комплаенс группы АО «Самрук-Қазына» с учетом анализа работы служб комплаенс группы Фонда.
- С целью выработки предложений по совершенствованию методологии и отчетности, обсуждений проблемных вопросов, возникающих в практической деятельности сформирована Рабочая группа, в состав которой вошли руководители служб комплаенс группы Фонда под председательством руководителя Службы комплаенс Фонда.
- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) завершила 5-й раунд мониторинга законодательства РК в рамках Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией. В мониторинг включены такие критические области, как прозрачность закупок и борьба с коррупцией в квазигосударственном секторе.
- Во всех компаниях приняты антикоррупционные стандарты и реализованы комплексные меры, направленные на обеспечение добропорядочности и предотвращение коррупции. Отдельно отмечены вопросы прозрачности и открытости. Все компании Фонда, прошедшие оценку, публично раскрывают информацию о финансовых и операционных результатах, существенных сделках с третьими лицами, выполнении антикоррупционных комплаенс-программ, а также предоставляют каналы для осведомителей и подачи сообщений о нарушениях антикоррупционных правил.
- Службой комплаенс Фонда продолжается работа по автоматизации комплаенс-функции. Введена в эксплуатацию система E-Compliance, основным назначением которой является автоматизация комплаенс процессов в части полного и всестороннего рассмотрения обращений, поступающих на Горячую линию, проверки контрагентов, включая предоставление доступа к сведениям о контрагентах, содержащихся в государственных базах, определение уровня риска, формирование типовых заключений и хранения результатов проверки через единый интерфейс с доступом для всех компаний группы Фонда.
- В части обучающих мероприятий, в 2024 году Служба комплаенс Фонда разработала и запустила онлайн-курс «Деловая этика и роль высшего менеджмента в корпоративной комплаенс-системе».
- Для повышения компетенций работников Служб комплаенс группы Фонда на базе ЧУ «Samruk Business Academy» запущено обучение по программе «Комплаенс Эксперт».
ПЛАНЫ НА 2025 ГОД
В 2025 году Служба комплаенс продолжит дальнейшее развитие комплаенс функции в группе компаний, в том числе, совершенствование методологической базы и формирование антикоррупционной культуры, дальнейшую цифровизацию комплаенс функции, идентификацию комплаенс рисков в деятельности Фонда и разработку методики оценки эффективности работы комплаенс функции портфельных компаний Фонда.