Транспорт и логистика

Развитие транспортно-логистического потенциала
Компания играет центральную роль в экономической интеграции, связывая 17 областей страны и три города республиканского значения, а также обеспечивая транспортные связи с пятью соседними государствами – Китаем, Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном через 16 стыковочных пунктов.
ҚТЖ владеет самым крупным парком локомотивов и вагонов и является одним из крупнейших работодателей в Казахстане.
Важно также отметить, что 2024 год отмечен 120-летием железной дороги Казахстана.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2024 ГОД
Показатель | 2023 | 2024 |
---|---|---|
Производственные показатели: | ||
Грузооборот (эксплуатационный), млрд т-км | 269,7 | 272,1 |
Пассажирооборот, млрд п-км | 11,8 | 11,7 |
Транзит в контейнерах, тыс. ДФЭ | 1 282,3 | 1 395,0 |
Финансовые показатели21, млрд тенге: | ||
Выручка | 1 934,1 | 2 163,9 |
Чистая прибыль | 136,8 | 160,8 |
Затраты | 1 854,1 | 2 079,0 |
Операционная прибыль | 332,8 | 409,8 |
Чистый долг | 2 061,2 | 2 706 |
Объем выплаченных налогов | 140,6 | 143,0 |
Показатели устойчивого развития: | ||
Выбросы парниковых газов (область охвата 1+2), тыс. тонн CO2-экв. | 5 50822 | 5 165 |
Несчастные случаи | 25 | 20 |
Несчастные случаи со смертельным исходом | 6 | 7 |
22 При расчете Scope 2 применена методика, указанная в Руководстве по охвату 2 GHG Protocol Scope 2 Guidance.
В 2024 году АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» продолжила стабильное развитие, добившись значительных успехов в транспортно-логистической сфере. Объем контейнерных транзитных перевозок увеличился на 8,9%, достигнув 1 395 тысяч двадцатифутовых эквивалентов (ДФЭ), что свидетельствует о высокоэффективной реализации стратегии компании и укреплении роли Казахстана как ключевого транзитного хаба в регионе.
Рост чистого долга Компании обусловлен необходимостью привлечения заемного финансирования для реализации масштабных проектов по модернизации инфраструктуры и парка подвижного состава.
Привлечено около 538 млн швейцарских франков на обновление парка грузовых и пассажирских локомотивов, а также 115,5 млрд тенге для обновления 157 пассажирских вагонов.
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
Показатель | 2023 (Факт) |
2024 (Факт) |
2025 (План) |
2026 (План) |
2027 (План) |
---|---|---|---|---|---|
ДОЛГ/EBITDA | 4,52 | 4,80 | 3,69 | 1,99 | 1,61 |
EBITDA/расходы по % | 2,37 | 3,23 | 3,30 | 6,42 | 7,25 |
ДОЛГ/Капитал | 1,27 | 1,46 | 1,17 | 0,9 | 0,65 |
В Компании проводятся мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности и на улучшение финансового состояния, связанные с модернизацией инфраструктуры и подвижного состава, оптимизацией расходов и бизнес-процессов, а также ростом доходных поступлений с целью дальнейшего расширения операционной деятельности и нивелирования негативных факторов влияния изменения курса валют на финансовый результат Компании.
В 2024 году АО «НК «ҚТЖ» совместно с министерствами национальной экономики и транспорта выработаны и согласованы Правительством РК тарифные меры, включающие в себя повышение тарифов на регулируемые услуги доступа к магистральной сети и локомотивной тяги на 24% в течение 3-х лет.
На фоне предпринимаемых мер ключевые производственно-финансовые показатели Компании за последние 3 года демонстрируют существенный рост. Так, грузооборот Компании вырос на 7%, выручка на 46%, чистая прибыль в 4,4 раза.
Таким образом, АО «НК «ҚТЖ» планируется в ближайшие 3 года улучшение коэффициентов финансовой устойчивости.
Кроме того, инвестиционная привлекательность Компани подтверждается высокими рейтингами международных кредитных агентств: Moody`s – Baa2 от 19.02.2025 г, Fitch Ratings – BBB- от 11.12.2024 г., S&P – BB от 20.12.2024 г.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ
В рамках Национального проекта «Сильные регионы – драйвер развития страны» и в соответствии с Концепцией развития транспортно-логистического потенциала РК до 2030 года, в ноябре 2022 года было начато строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты. Цель данного проекта заключается в увеличении пропускной способности данного участка и стимулировании транзитного потенциала Казахстана.
Реализация проекта по строительству второй линии общей протяженностью 836 км позволит увеличить количество грузовых поездов в пять раз – с 12 до 60 пар в сутки. Это станет значимым шагом в укреплении экспортных возможностей страны и расширит транспортные возможности для казахстанских экспортеров в этом направлении.
Строительство планируется завершить в 2025 году.
Продолжается строительство следующих инфраструктурных проектов, начавшихся в 2023 году:
- «Строительство обводной железнодорожной линии Алматы»;
- «Строительство железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал»;
- «Строительство третьего пограничного железнодорожного перехода «Бахты» на казахстанско-китайской границе с выходом на существующий железнодорожный участок «Семей – Актогай».
Цель проектов заключается в увеличении пропускной способности участков и транзитно-транспортного потенциала страны.

ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ
В 2024 году пассажирооборот железнодорожного транспорта уменьшился на 0,5% по сравнению с 2023 годом, составив 19,6% от общего пассажирооборота.
Дочерняя компания ҚТЖ, АО «Пассажирские перевозки», активно работает над созданием комфортных условий для пассажиров. Учитывая протяженность железных дорог на территории РК, это является ключевым аспектом для поддержания имиджа и привлекательности этого сектора бизнеса в ҚТЖ. В компании внимательно изучаются предпочтения пассажиров, активно функционирует система обратной связи, а жалобы на качество сервиса тщательно фиксируются и анализируются. Также проводятся мероприятия по обновлению вагонного парка.
Пассажирооборот Казахстана в 2024 году по видам транспорта, млн п-км
Показатель | Пассажирооборот, млн п-км | Доля в общем пассажирообороте, % | |||
---|---|---|---|---|---|
2023 | 2024 | Изменения 2024/2023, % | 2023 | 2024 | |
Весь транспорт | 72 753,7 | 82 785,7 | 113,8 | 100 | 100 |
Автомобильный и городской электрический транспорт | 30 739,8 | 38 306,8 | 124,6 | 42,3 | 46,3 |
Воздушный транспорт | 25 898,5 | 28 275,7 | 109,2 | 35,6 | 34,2 |
Железнодорожный транспорт | 16 113,0 | 16 198,2 | 100,5 | 22,1 | 19,6 |
Водный транспорт | 2,2 | 4,4 | 198,2 | 0,0 | 0,0 |
Морской транспорт | 0,2 | 0,6 | 365,6 | 0,0 | 0,0 |
Пассажирооборот Компании в 2024 году снизился на 0,9% по сравнению с уровнем 2023 года и составил 11 719 млн п-км (в 2023 году – 11 831 млн п-км). Снижение объемов пассажирооборота связано с уменьшением частоты курсирования некоторых маршрутов, передачей пригородных маршрутов частным перевозчикам, а также отменой ряда поездов.
Количество отправленных пассажиров АО «Пассажирские перевозки» за 2024 год составило 13 796 тыс. пассажиров (в 2023 году – 13 681 тыс. пассажиров), в том числе:
- по поездам формирования АО «Пассажирские перевозки» – 13 630 тыс. пассажиров;
- в т. ч.: по филиалу «Пригородные перевозки» – 2 342 тыс. пассажиров;
- по поездам формирования чужих ж/д администраций – 166 тыс. пассажиров.
Доходы от пассажирских перевозок за 2024 год составили 114,6 млрд тенге, что на 9% выше уровня 2023 года. Прирост обусловлен повышением тарифов на 7% с 01.01.2024 года и на 19,9% с 01.10.2024 г.
НОВЫЕ МАРШРУТЫ
Внедрен очередной этап к новой сети маршрутов:
- обновлён подвижной состав поезда №31/32 Павлодар-Алматы: заменены вагоны на новые стандартные вагоны производства АО «ЗИКСТО»;
- пересмотрен маршрут следования коммерческого поезда №29/30 Атырау-Алматы: сокращён до станции Шымкент;
- увеличено количество предложенных мест на маршрутах Астана-Алматы и Астана-Шымкент за счёт введения новых поездов из вагонов «Тальго» и увеличения пакетного движения с 4 до 6 поездов;
- организованы дополнительные пригородные поезда на маршрутах Астана-Боровое и Актобе-Шалкар.
С 10 июля 2024 года расширена география курсирования вагонов «Женский вагон» на 3-х маршрутах. Всего задействовано на 11 маршрутах. С момента внедрения проекта данной услугой воспользовались 531 тысяча пассажиров.
Реализованы проекты, направленные на развитие международного и внутреннего туризма.
Первый проект – международный туристический поезд «Jibek Joly», маршрут которого охватил города Алматы, Туркестан и Ташкент. В период с 16 по 21 ноября 2024 года организована перевозка 115 туристов. Для пассажиров был предложен полный турпакет, включающий проезд, трансфер, экскурсионное обслуживание и питание.
Второй проект – туристический электропоезд «Астана – Курорт Боровое», запуск которого состоялся 13 декабря 2024 года. Реализация данного маршрута сопровождалась комплексной работой по внутреннему и внешнему оформлению вагонов, организации музыкального сопровождения и созданию комфортной атмосферы для пассажиров.
КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
В 2024 году пассажирский железнодорожный парк РК пополнился 118 вагонами отечественного производства, изготовленных на заводе в Петропавловске. Среди них 6 современных вагонов для пригородных перевозок, которые начали курсировать по маршруту «Астана-Курорт Боровое», обеспечивая пассажирам более высокий уровень комфорта. В 2025 году планируется поставка 107 новых стандартных вагонов и 12 моторвагонных подвижных составов. Кроме того, в период с 2025 по 2030 годы запланирована закупка более 500 новых вагонов ТОО «Штадлер Казахстан», которые будут соответствовать международным стандартам. После поставки этих вагонов парк обновится на две трети.
ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Грузооборот всех видов транспорта в 2024 году составил 514 455,47 млн тонн-км, что на 2,6% выше уровня 2023 года.
Железнодорожный транспорт остается основным игроком в сфере грузоперевозок, на его долю приходится 63,7% общего грузооборота страны. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2024 году увеличился на 0,3% и составил 327 944 млн тонн-км.
В 2024 году Компания зарегистрировала тарифный грузооборот в размере 261,7 млрд тонн-км, что на 0,3% меньше показателя предыдущего года, составившего 262,4 млрд тонн-км. Данный показатель снизился ввиду уменьшения грузооборота в экспортном и импортном сообщениях.
В структуре видов сообщений грузооборот сложился следующим образом:
- Во внутриреспубликанском сообщении отмечен рост к 2023 году на 1,9% за счет увеличения объемов перевозок грузов на 4,9%. Увеличились перевозки всей номенклатуры грузов, кроме угля, нефти сырой и удобрений.
- По вывозу грузооборот снизился к 2023 году на 4,1% за счет уменьшения объёмов перевозок грузов на 2,8%. Снизился объём перевозок угля, железной руды, строительных грузов, зерна, лома черных металлов цветной руды.
- По ввозу грузооборот к 2023 году уменьшился на 2,7% за счет сокращения средней дальности на 2,9%. Снизилась средняя дальность перевозок угля, строительных грузов и прочих грузов.
- По транзиту увеличение составило 4,3% в связи ростом перевозок на 0,5%. Увеличились перевозки нефти из России в Узбекистан, строительных грузов из Китая в страны ЦА, химикатов и соды из России в Китай, из Китая в страны ЦА, удобрений из Беларуси и России в Китай, из Узбекистана.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МАРШРУТЫ ПЕРЕВОЗОК
Пропускная способность Транскаспийского международного транспортного маршрута составляет порядка 6 млн тонн в год, в том числе до 80 тыс. контейнеров.
За 2024 год по данному маршруту перевезено порядка 3,3 млн тонн груза, что на 21% больше показателя 2023 года. Рост был обеспечен за счет увеличения казахстанского экспорта по данному маршруту, который вырос на 21% по сравнению с 2023 годом.
В целях наращивания потенциала данного маршрута синхронно со всеми участниками маршрута принимаются меры по устранению инфраструктурных ограничений, а также интеграции национальных цифровых систем.
В конце 2022 года на правительственном уровне Казахстана, Азербайджана, Турции, Грузии утверждена дорожная карта по устранению узких мест на маршруте Транскаспийского международного транспортного маршрута. Сегодня ведётся активная работа по реализации этой дорожной карты всеми участниками.
Основными инфраструктурными проектами являются развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры вдоль всего коридора маршрута. Планируется, что реализация дорожной карты позволит увеличить пропускную способность маршрута до 10 млн тонн.
Для активизации транзитных перевозок по направлению Восток-Запад дан старт строительству казахстанско-китайского «Сухого порта» в Сиане. Запуск терминала состоялся 28 февраля 2024 года.
Благодаря запуску казахстанско-китайского терминала за 2024 год контейнерный транзита из КНР по Транскаспийского международного транспортного маршрута вырос в 33 раза.
Ключевые проекты:
- Международный контейнерный хаб в порту Актау.
- Терминал в Сиане.

О СОЗДАНИИ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РАМКАХ ТРАНСКАСПИЙСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО МАРШРУТА
26 октября 2023 года в Тбилиси, ҚТЖ, ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и АО «Грузинские железные дороги» подписали договор о создании совместного предприятия «Middle Corridor Multimodal Ltd.» на паритетной основе.
16 ноября 2023 года частная компания «Middle Corridor Multimodal Ltd.» была зарегистрирована на базе МФЦА. Создание этого совместного предприятия позволит:
- предоставлять услуги по принципу «одного окна»;
- гарантировать сроки и стоимость доставки;
- проводить согласованную политику по развитию мультимодального сервиса для увеличения грузопотока по направлению «Китай – Европа/Турция – Китай».
Восточное направление международного транспортного коридора «Север-Юг» привлекает внимание грузоотправителей как перспективный альтернативный маршрут для доставки товаров на рынки Ирана, Индии и стран Персидского залива.
Транзит в контейнерах по указанным направлениям вырос на 8,9% по сравнению с 2023 годом и достиг 1 395,0 тыс. ДФЭ.
Особое внимание уделяется увеличению грузооборота в направлении Индии и стран Персидского залива, преимущественно через Иран и порт Бандар-Аббас.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
25 декабря 2024 года независимое международное рейтинговое агентство S&P Global присвоило ҚТЖ ESG-рейтинг на уровне 60 баллов из 100 в Глобальной оценке корпоративной устойчивости, что на 6 пунктов выше уровня 2023 года (54 балла).
ҚТЖ вошло в 10% лучших транспортных компаний (среди более 300 компаний), которые оценивал S&P Global.
Кроме того, ҚТЖ было включено в престижный S&P Global Sustainability Yearbook 2025, став первой казахстанской компанией, удостоенной этого признания Sustainability Yearbook Member – это престижный статус, присуждаемый с 2004 года компаниям, которые демонстрируют выдающиеся результаты в области устойчивого развития и эффективно управляют ESG-факторами, включая экологические, социальные и управленческие аспекты.
В 2025 году в него вошли 780 из 7690 компаний, оцененных S&P Global по итогам 2024 года. В сфере «Транспорт и транспортная инфраструктура», где представлен ҚТЖ, в число отмеченных вошли 28 компаний из 198.
ПЛАНЫ НА 2025 ГОД
В 2025 году Компания планирует:
- увеличить эксплуатационный грузооборот до 283,8 млрд тонн-км, что на 4,3% больше по сравнению с фактом 2024 года;
- продолжить строительство железнодорожной линии в обход станции Алматы;
- завершить строительство 1-й очереди международного контейнерного хаба в порту Актау, который способен стать драйвером роста контейнерных перевозок;
- завершить строительство вторых путей на участке «Достык-Мойынты»;
- провести первичное публичное размещение акций (IPO). АО «Самрук-Қазына» намерено продать до 20% акций ҚТЖ в рамках этого IPO, сохранив при этом не менее 75% акций в собственности государства. Уже ведется подготовка к IPO: привлечены международные консультанты и глобальные координаторы, такие как Citi, JP Morgan и Societe Generale.

Развитие пассажирских перевозок
24 декабря 2024 года между Фондом и консорциумом в составе ЧК «Central Asia Aviation Holdings Limited» (входит в группу вьетнамского конгломерата «Sovico Group» JSC) и ЧК «Kazasia Holdings Limited» был подписан договор купли-продажи.
QAZAQ AIR стремится реализовать свою миссию в обеспечении доступных межрегиональных авиаперевозок, соответствующих высоким международным и национальным стандартам безопасности. Растущий спрос на межрегиональное авиасообщение подтверждает высокий потенциал регионов Казахстана по развитию туризма и деловой активности.
Парк воздушных судов QAZAQ AIR состоит из 5 современных турбовинтовых воздушных судов канадского производства, что по авиационным стандартам классифицируется как малый размер флота. Используя удобное географическое положение базового аэропорта в городе Астана, успешно развивает хабовую маршрутную сеть в регионы и приграничные города соседних государств.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2024 ГОД
Показатель | 2023 | 2024 |
---|---|---|
Производственные показатели: | ||
Пассажиропоток, тыс. чел. | 588 | 601 |
Объем грузоперевозок, тонн | 23 | 84 |
Коэффициент загрузки ВС, % | 84 | 84 |
Показатель своевременного выполнения рейсов, % | 77 | 76 |
Финансовые показатели23, млрд тенге: | ||
Выручка | 19,6 | 21,1 |
Дивиденды | 0 | 0 |
Чистый убыток | -7,6 | 3,9 |
Затраты | 20,8 | 21,9 |
Операционные расходы | -2,9 | -0,8 |
Объем выплаченных налогов | 0,6 | 1,0 |
Показатели устойчивого развития: | ||
Интенсивность выбросов ПГ (тонн CO2 на кресло-километр) | 0,011 | 0,011 |
Несчастные случаи | 0 | 1 |
Несчастные случаи со смертельным исходом | 0 | 0 |
Авиакомпания QAZAQ AIR продемонстрировала исторический рекорд в 2024 году: на 5 воздушных судах было перевезено более 600 тыс. пассажиров, что является рекордным значением с момента начала операционной деятельности в 2015 году.
Была проведена оптимизация маршрутной сети: сокращены низкомаржинальные «длинные» маршруты и увеличено количество маршрутов средней и короткой дальности.
Проведены мероприятия для стимулирования продаж билетов, включая предоставление сезонных скидок в период низкого спроса.
МАРШРУТНАЯ СЕТЬ
В 2024 году маршрутная сеть QAZAQ AIR включала 30 направлений, из которых 6 были субсидированными и 5 – международными.
С целью развития внутреннего туризма были выполнены летние сезонные рейсы в Урджар и Ушарал. Также была выполнена летняя чартерная программа по маршруту Алматы – Тамчи (Иссык-Куль).
Авиакомпания укрепила статус межрегионального перевозчика, увеличив частоты выполнения рейсов на ряде внутренних направлений, а также на международных приграничных рейсах в Омск, Новосибирск и Екатеринбург.
РАСШИРЕНИЕ СЕТИ ДИСТРИБУЦИИ АВИАБИЛЕТОВ
QAZAQ AIR заключила договор и открыла продажи в ТКП Центральная Азия. Вступление в организацию ТКП ЦА способствует повышению эффективности работы QAZAQ AIR и увеличивает доступность её услуг на рынке стран Центральной Азии.

