Комплаенс
Система комплаенса Фонда – это не только механизм внутреннего контроля, но и важный элемент построения доверия между Фондом, государством, обществом и партнерами. С целью эффективного предупреждения и управления рисками недобросовестного поведения мы реализуем комплексную комплаенс-программу, направленную на формирование культуры этичного поведения и соблюдения принципов деловой этики.
Центральным элементом системы является Единая комплаенс-функция, охватывающая как Фонд, так и портфельные компании. Служба комплаенс Фонда определяет политики по вопросам противодействия коррупции, осуществляет контроль за реализацией мероприятий по противодействию коррупции, формирует внутреннюю корпоративную культуру на основе прозрачности и честности, а также ведение бизнеса в соответствии с законодательством Республики Казахстан и лучшими международными практиками.
Служба комплаенс является независимым структурным подразделением, которое организационно подчинено и функционально подотчетно Совету директоров Фонда. Служба комплаенс Фонда координирует деятельность служб комплаенс портфельных компаний, коммуникации и обучение, сопровождает линию инициативного информирования (Горячую линию), проводит проверки и расследования, выявляет и урегулирует конфликты интересов. На текущий момент в 115 организациях Группы Фонда созданы подразделения комплаенс-функции.
В 2024 году внедрена система E-Compliance – цифровой инструмент для автоматизации и централизации процедур проверки благонадежности третьих лиц, а также оценки аффилированности контрагентов. К системе подключены 80 портфельных компаний Фонда, включая крупнейшие национальные активы. В целях повышения доступности и оперативности взаимодействия с пользователями в систему интегрирован цифровой комплаенс-ассистент на базе искусственного интеллекта.

МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Обучение является ключевым элементом соблюдения антикоррупционного законодательства и формирования корпоративной этики. Особое внимание уделяется практическим аспектам антикоррупционной политики и инструментам интеграции комплаенса в ежедневную деятельность руководителей. На платформе LMS Samruk Business Academy запущено восемь онлайн-курсов «Деловая этика и роль высшего менеджмента в корпоративной комплаенс-системе». Обучение прошли 40 должностных лиц Фонда, включая Председателя Правления, управляющих директоров и руководителей подразделений.
По программе «Комплаенс Эксперт» Samruk Business Academy обучены 24 работника Служб комплаенс портфельных компаний.
Всего в 2024 году организовано и проведено 985 мероприятий, направленных на формирование антикоррупционной культуры. Из них 453 мероприятия прошли с участием высшего руководства компаний. В них приняли участие 139 082 работника, что составляет почти 55% от общего количества работников Группы Фонда.
ПРОВЕРКИ ТРЕТЬИХ СТОРОН (КОНТРАГЕНТОВ, КАНДИДАТОВ НА ВАКАНТНЫЕ ДОЛЖНОСТИ)
В целях минимизации комплаенс-рисков и взаимодействия только с благонадежными сторонами, службы комплаенс Группы Фонда осуществляют проверку контрагентов при установлении деловых отношений, а также кандидатов при приеме на работу.
Службы комплаенс принимают участие в проверке кандидатов в советы директоров и наблюдательные советы на предмет соответствия требованиям независимости, аффилированности и наличия/отсутствия конфликта интересов.
Кроме того, при назначении на должности СЕО, СЕО-1 и СЕО-2, курирующих закупки, результаты проверок направляются в центральную Службу комплаенс Фонда. Также руководитель Службы комплаенс Фонда проводит интервью с кандидатами на комплаенс-позиции в портфельных компаниях, обеспечивая соблюдение единых стандартов.
В 2024 году в Группе Фонда проведено 13 820 комплаенс проверок контрагентов, при этом 1074 контрагентам (7,8% от общего количества) присвоен высокий уровень риска, а также 3 355 проверок благонадежности кандидатов на вакантные должности, при этом комплаенс риски выявлены у 563 кандидатов (16,8% от общего количества).
В Фонде обеспечивается надлежащее декларирование конфликтов интересов всеми работниками, как при трудоустройстве, так и на периодической основе. Внедрена автоматизированная система декларирования конфликта интересов посредством системы E-Compliance.