Институт Омбудсмена

GRI 2-24

Омбудсмен обеспечивает соблюдение принципов деловой этики и эффективное урегулирование социально-трудовых споров. Он консультирует обратившихся к нему работников, участников трудовых споров, конфликтов, содействуя выработке справедливых и конструктивных решений.

Назначение Омбудсмена осуществляется Советом директоров Фонда каждые два года. Деятельность Омбудсмена регулируется законодательством Республики Казахстан, Кодексом корпоративного управления, Положением «Об Омбудсмене АО «Самрук-Қазына» и организаций, входящих в Группу Фонда, а также основывается лучших мировых практик, включая рекомендации Международной ассоциации Омбудсменов (International Ombudsman Association). Институт Омбудсмена функционирует в 12 портфельных компаниях, в 8 из них предусмотрена должность Омбудсмена, в 3-х компаниях должность Омбудсмена совмещается с другими должностями.

С 2013 года в Фонде функционирует Совет корпоративных омбудсменов, являющийся площадкой для обмена опытом между омбудсменами портфельных компаний и обсуждения ключевых кейсов из практики. В рамках заседаний Совета корпоративных омбудсменов проводятся обучающие программы с приглашением бизнес-тренеров и экспертов, а также заслушиваются презентации опытных омбудсменов. Так, в 2024 году омбудсмены прошли обучение по вопросам права человека.

В целях более глубокого понимания социально-трудовой ситуации на местах в 2024 году Омбудсмены портфельных компаний посетили ряд предприятий, включая Шымкентский нефтеперерабатывающий завод, АО «Казахтелеком» и уранодобывающие подразделения АО «НАК «Казатомпром», Капшагайскую ГЭС им. Ш. Чокина, солнечную электростанцию ТОО «Samruk-Green Energy», Атырауский областной филиал АО «Казпочта» и другие объекты. В ходе визитов Омбудсмены встретились с работниками, профсоюзными активистами и руководством компаний для обсуждения актуальных вопросов соблюдения трудовых прав.

GRI 2-25, GRI 2-26

Для принятия обращений совместно с Центром социального взаимодействия и коммуникаций организована Горячая линия call-центр «Нысана», к которой подключены все Омбудсмены портфельных компаний.

Через Горячую линию call-центра «Нысана» в 2024 году Омбудсменом было получено 25 797 обращений от работников Группы Фонда и сторонних организаций, из них 1 535 обращений были признаны релевантными – они касались вопросов социально-трудовых отношений. По каждому обращению были даны консультации, разъяснения, проведены переговоры в различных форматах. По сравнению с 2023 годом количество релевантных обращений снизилось на 11%.

Как обратиться к Омбудсмену Фонда:

Любой сотрудник Группы компаний АО «Самрук-Қазына» может напрямую обратиться к Омбудсмену по вопросам соблюдения прав человека, трудовых отношений, этики и других чувствительных тем.

Доступные каналы обращения: