Наш ответ на вызовы

Казахстан сталкивается с рядом системных вызовов, обусловленных как глобальными, так и внутренними факторами. Эффективное реагирование на системные проблемы (такие как износ инфраструктуры, низкий уровень диверсификации и инновационного развития, а также социальные диспропорции) требует сбалансированной стратегии, сочетающей коммерческую эффективность, государственные интересы и принципы устойчивого развития.

Фонд отвечает на эти вызовы реализацией Плана развития АО «Самрук-Қазына», который включает:

  • масштабную модернизацию инфраструктуры;
  • внедрение ESG-принципов во все ключевые процессы;
  • развитие высокотехнологичных производств;
  • запуск «зеленых» и низкоуглеродных проектов.

Реализация этих инициатив направлена на долгосрочную трансформацию экономики, повышение ее конкурентоспособности и создание устойчивых условий для роста благосостояния населения.

Вызовы

Волатильность и сырьевая направленность экономики
Описание Наш ответ

По данным Комитета по статистике и Международного валютного фонда, порядка 12–13% ВВП Казахстана формируется в добывающих отраслях (нефть, газ и другие полезные ископаемые). Подобная зависимость от сырья ведет к волатильности доходов бюджета и уязвимости перед колебаниями мировых цен. В периоды низких цен на нефть и металлы государство сталкивается с дефицитом бюджета, а компании – со снижением инвестиционной активности.

Последствия:

  1. Недостаточно диверсифицированная структура производства и экспорта.
  2. Уязвимость бюджета и национальной валюты к мировым ценам на сырье.
  3. Высокая волатильность показателей роста и доходов населения.
Диверсификация через «новые переделы»

Фонд реализует крупные нефтегазохимические проекты, повышающие добавленную стоимость в промышленности. В частности, завод «Kazakhstan Petrochemical Industries Inc.» по производству полипропилена уже в 2023 году частично удовлетворил потребности внутреннего рынка и стал поставщиком сырья для 58 отечественных переработчиков. Ведутся работы по проектированию и строительству завода по производству полиэтилена.

В 2024 году в портфеле Фонда – 46 крупных инвестиционных проектов на сумму 33,3 трлн тенге, значительная часть которых способствует созданию несырьевого сектора экономики (например, логистические комплексы, нефтегазоперерабатывающие производства, химические предприятия).

Инфраструктурные инвестиции

Для снижения сырьевой зависимости важен доступ к новой инфраструктуре. Фонд поддерживает модернизацию железнодорожных магистралей (проекты «Достык–Мойынты», «Обводная железнодорожная линия в обход Алматы»), а также строительство магистральных газопроводов и волоконно-оптических сетей.

В 2024 году 97% закупок (свыше 3,5 трлн тенге) в Группе компаний Фонда пришлись на отечественных поставщиков, что укрепляет внутренние производства и формирует местные цепочки добавленной стоимости.

Низкая производительность труда
Описание Наш ответ

По данным Всемирного банка и ОЭСР, производительность труда в Казахстане пока значительно отстает от среднего уровня стран ОЭСР. Это негативно влияет на темпы экономического роста и конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Последствия:

  1. Сдерживание экономического роста и конкурентоспособности.
  2. Высокие операционные издержки и риски технологического отставания.
  3. Зависимость от импортного оборудования и технологий из-за нехватки собственного высокопроизводительного производства.
Повышение квалификации и мотивации работников

В среднем на одного работника приходится 26 академических часа обучения, что обеспечивает рост компетенций и, как следствие, повышение производительности.

Инвестиции по обеспечению производственной безопасности составили 119 млрд тенге (в 2023 году – 109 млрд тенге).

Программы по цифровизации и автоматизации

Фонд поддерживает внедрение современных цифровых платформ (например, системы электронного учета, онлайн-порталы закупок), позволяющих упростить бизнес-процессы и снизить потери времени на рутинные операции.

В энергетическом секторе переход к установке «умных» счетчиков повышает точность учета и сокращает непроизводительные потери.

Фонд формирует комплексную среду для роста производительности, сочетая обучение персонала, внедрение цифровых решений и внимание к безопасности труда. Системный подход стимулирует эффективное использование кадрового потенциала и помогает Казахстану приблизиться к средним показателям стран ОЭСР по производительности.

Износ инфраструктуры
Описание Наш ответ

В энергетике и железнодорожном транспорте уровень износа основных фондов превышает 50–60%. Это ведет к частым авариям, простоям, росту эксплуатационных расходов и снижению пропускной способности транспортных коридоров.

Последствия:

  1. Сдерживание экономического роста, так как устаревшая инфраструктура замедляет грузопотоки и повышает себестоимость продукции.
  2. Высокие операционные издержки (ремонт, обслуживание, аварийные остановки) и риски технологического отставания.
  3. Зависимость от импортного оборудования и решений при модернизации изношенных объектов.
Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры

В энергетике ведутся работы по расширению и реконструкции Экибастузской ГРЭС-2 (энергоблоки №3 и №4), а также модернизация Алматинских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3. Фонд также участвует в строительстве новых газовых и парогазовых установок в Туркестанской и Кызылординской областях.

В числе 46 приоритетных инвестиционных проектов Фонда особое место занимают проекты строительства и реконструкции железнодорожных линий: «Достык–Мойынты», «Мойынты–Кызылжар» и строительство обводной железнодорожной линии в обход Алматы. Они позволяют повысить скорость и объемы перевозок, а также снизить затраты на логистику.

Инвестиции в обновление изношенных фондов

Общий объем капитальных вложений Фонда в различные секторы экономики в 2024 году превысил 2 996 млрд тенге.

В ближайшей перспективе нашим приоритетом остаются проекты цифровизации инфраструктуры (например, внедрение систем мониторинга на железнодорожном транспорте и «умных» решений в сетях электроснабжения), которые дополнительно снизят потери и ускорят трансформацию отраслей.

В перспективе до 2032 года Фонд намерен завершить цифровую модернизацию сетей и повысить долю высокоэффективных генерирующих объектов, а в транспортном секторе – развивать дополнительные подъездные пути, что создаст каркас транспортного сообщения в масштабах Евразии.

Ограниченная конкуренция и роль государства в экономике
Описание Наш ответ

По данным профильных агентств, в Казахстане государственные и квазигосударственные структуры традиционно играют весомую роль в таких регулируемых секторах, как транспорт, энергетика и телекоммуникации. Подобная концентрация нередко ведет к невысокому уровню конкуренции, усложняет доступ частного сектора к рынкам и затрудняет приток частных инвестиций. Кроме того, обусловленное не только рыночными, но и социальными соображениями тарифообразование сдерживает модернизацию инфраструктуры и обновление основных фондов. Компаниям сложно обеспечить достаточные инвестиции в развитие и поддерживать достойный уровень заработной платы на ряде социально значимых направлений.

Последствия:

  1. Сохранение перекрестного субсидирования и связанных с ним финансовых потерь для компаний и государства.
  2. Ограниченные возможности для развития малого и среднего бизнеса (МСБ) и частных поставщиков услуг.
  3. Замедленное внедрение рыночных механизмов в ряде регулируемых секторов, что снижает эффективность тарифообразования и качество инфраструктуры.
Приватизация и вывод на IPO/SPO

C 2021 по 2024 годы Фонд системно снижает долю квазигосударственных активов в экономике, передавая их в конкурентную среду. Акции 7 крупных компаний (АО НК «КазМунайГаз», АО «НАК «Казатомпром», АО «KEGOC», «Air Astana» и др.) размещены на биржах KASE, AIX и LSE.

В феврале 2024 года состоялось IPO «Air Astana» на сумму 370 млн долларов США, в результате чего доля акций в свободном обращении (free float) выросла до 44%.

Переход к справедливым тарифам

Фонд ведет работу над отказом от перекрестного субсидирования и поэтапным повышением тарифов до уровня, необходимого для обновления инфраструктуры и сохранения социальной стабильности.

Благодаря открытой дискуссии с регуляторами достигается компромисс между интересами потребителей и возможностями отраслевых компаний инвестировать в модернизацию и достойную оплату труда работникам.

Поддержка МСБ и импортозамещение

Запущена электронная платформа skstore.kz, упростившая выход малого и среднего бизнеса на закупки Группы Фонда. По итогам 2024 года 97% закупок (3,5 трлн тенге) проведено у отечественных поставщиков, многие из которых являются представителями МСБ.

Через программу оффтейк-контрактов получают поддержку свыше 90 новых производств, стимулирующих конкуренцию и развитие локальной индустрии.

Низкий уровень развития инноваций и наукоемкости
Описание Наш ответ

Расходы на НИОКР в Казахстане составляют около 0,15% ВВП (при среднемировом значении 1,3%), что ведет к слабой научной базе и низкой коммерциализации изобретений. Сектор высоких технологий пока незначителен, а в глобальных инновационных рейтингах страна остается в средней или нижней части списка.

Последствия:

  1. Технологическое отставание от мировых лидеров.
  2. Слабая коммерциализация научных разработок.
  3. Медленное формирование высокотехнологичных переделов в промышленности.
Научно-технический совет и поддержка R&D

С целью внедрения научных разработок в производство в Фонде функционирует Центр научно-технологических инициатив «Самгау». Центр занимается консолидацией НИОКР и ОКР-проектов недропользователей, что помогает системно управлять научными инициативами.

В портфеле Центра 24 проекта общей стоимостью 6,6 млрд тенге в уранодобывающей, нефтяной, энергетической, газовой отраслях, а также в химической промышленности и в машиностроении. В 2024 году велась работа по 4 проектам (сейсморазведка, переработка газа, инновационные инсектициды, новое оборудование).

Венчурные и образовательные инструменты

Фонд сотрудничает с ведущими университетами и создает программы дуального образования в нефтегазохимии, энергетике и других приоритетных направлениях.

Реализуются обучающие модули по цифровизации и автоматизации на предприятиях Фонда, повышающие технологический уровень персонала.

В перспективе до 2032 года Фонд предусматривает дальнейшее расширение венчурных инструментов, развитие высокотехнологичных производств (включая редкие металлы, материалы для «зеленой» экономики) и укрепление партнерств с глобальными R&D-центрами, чтобы стимулировать инновационный потенциал страны.

Проблемы водозабора и рационального водопользования
Описание Наш ответ

В Казахстане растет дефицит доступной воды: отрасли промышленности, сельское хозяйство и жилищно-коммунальный сектор интенсивно потребляют водные ресурсы, в том числе невозобновляемые (около 79% приходится именно на такие источники). Нехватка пресной воды наиболее остро ощущается в засушливых регионах, что уже сказывается на социальных и экономических показателях развития страны. Существенным дополнительным фактором является износ и необходимость модернизации очистных сооружений.

Последствия:

  1. Напряженная ситуация в регионах, где сосредоточены предприятия горно-металлургического, нефтегазового и энергетического секторов, особенно в западных и южных областях.
  2. Рост затрат на поддержку стареющей водной инфраструктуры и реализацию компенсационных мер (субсидии, закупка воды из альтернативных источников и т. д.).
  3. Зависимость от зарубежных технологий и специалистов при строительстве опреснительных мощностей и модернизации систем очистки и распределения воды.
Оптимизация водопользования и модернизация водной инфраструктуры

С 2023 по 2024 год была проведена модернизация 176 км магистрального водовода в Атырауской и Мангистауской областях, позволившая увеличить суточную пропускную способность на 60 тыс. м³ и снизить потери при транспортировке воды.

На Атырауском нефтеперерабатывающем заводе реализован проект «Tazalyq».

В Мангистауской области ведется строительство опреснительного завода «Кендерли» с проектной мощностью 50 тыс. м³/сутки, что поможет снизить потребление волжской воды.

Повышение доли повторного использования воды и улучшение контроля за водопотоками

На предприятиях горно-металлургического и нефтегазового секторов (АО «НАК «Казатомпром», АО НК «КазМунайГаз» и др.) внедряются системы оборотного водоснабжения, позволяющие многократно использовать воду в технологических циклах и снижать общий забор из природных источников.

На некоторых нефтеперерабатывающих заводах (например, Атырауский НПЗ) проведена модернизация очистных сооружений, введены более жесткие регламенты по повторному использованию очищенной воды. Для повышения эффективности и своевременного устранения утечек внедряются дистанционные системы мониторинга и датчики протечек.

Научно-технический совет Фонда рассматривает перспективные проекты по глубокой очистке промышленных стоков, что может существенно снизить водный след промышленных объектов.

Фокус на рациональном водопользовании и повышении качества водной инфраструктуры позволит создавать устойчивые условия как для промышленных объектов, так и для социальной сферы. В перспективе мы продолжим развивать инфраструктуру опреснения морской воды (в том числе на базе возобновляемых источников энергии), проводить реконструкцию и расширение существующих водоводов и внедрять экологически чистые методы очистки. Закрепленные в Плане развития до 2032 года мероприятия направлены на сбалансированное и рациональное использование водных ресурсов, снижение экологических рисков и улучшение качества жизни в регионах присутствия.

Социальные и региональные вызовы и связанные диспропорции
Описание Наш ответ

В Казахстане уровень официальной безработицы не превышает 5%, однако свыше 2 млн человек заняты неполный рабочий день или относятся к категории самозанятых. Более 1 млн граждан получают адресную социальную помощь, а 700 тыс. – люди с инвалидностью. Во многих регионах сохраняются диспропорции в доступе к социальным услугам, объектам инфраструктуры и качественному образованию. Это формирует повышенные социальные риски, ведет к росту неравенства и зачастую требует существенного финансирования со стороны государства.

Последствия:

  1. Необходимость создания новых высокопроизводительных рабочих мест, особенно в отдаленных и моноотраслевых регионах.
  2. Усиление социальной нагрузки в случае отсутствия системных мер: возникает риск неравномерного развития территорий.
  3. Рост дотационных обязательств и бюджетного финансирования по ряду социально уязвимых категорий населения (малообеспеченные, лица с инвалидностью и т. д.).
Создание рабочих мест и комплексная социальная поддержка

В 2024 году численность сотрудников Группы Фонда достигла 263 тыс. человек; в течение года принято свыше 47 тыс. новых специалистов, что способствует снижению официальной и скрытой безработицы.

Для лиц с инвалидностью (около 3 тыс. работников в Группе компаний Фонда) внедрены специальные программы адаптации и технического переоборудования рабочих мест.

Недропользователи (АО «НК «QazaqGaz», АО НК «КазМунайГаз», АО «НАК «Казатомпром», АО «Самрук-Энерго») дополнительно финансируют социальную инфраструктуру в регионах своей деятельности: школы, спортивные объекты, объекты коммунального хозяйства. Например, АО НК «КазМунайГаз» за последние пять лет направил около 180 млрд тенге на строительство школ, детсадов и медицинских учреждений.

Социальные и благотворительные программы

Мы реализуем социальнозначимые проекты и программы, которые направлены на содействие повышению качества жизни на территориях присутствия. Ключевые направления наших проектов и программ: развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения и культуры, а также развитие инклюзивного общества.

В рамках национального проекта «Комфортные школы» уже построено 104 современных школы, что способствует обеспечению равного доступа к качественному образованию в регионах.

Отдельное внимание уделяется подготовке кадров в сотрудничестве с вузами и колледжами. Мы реализуем стипендиальные программы и совместные образовательные инициативы, способствующие формированию новых компетенций у молодежи.

Стратегические инициативы в поддержку регионов

Программы по профессиональному обучению и субсидированным рабочим местам с участием Центров занятости в областях.

В Мангистауской области совместно с Фондом реализуется проект «Жарқын Болашақ» для школьников и студентов, позволяющий получать качественное образование в ведущих учебных заведениях страны.

Запуск сетей опорных школ (например, проект «Отпан» в Мангистау), обновление инфраструктуры (библиотеки, музеи, спортивные комплексы) и адресная благотворительная помощь при участии портфельных компаний.

Повышение вовлеченности персонала

Корпоративные программы развития человеческого капитала, реализуемые Фондом, помогают удерживать квалифицированные кадры и формируют прочную социальную базу для развития регионов.

Системные меры Фонда помогают сокращать социальное неравенство и повышать качество жизни в регионах за счет активизации занятости (включая создание высокопроизводительных рабочих мест, поддержку молодежи и адаптацию рабочих мест для лиц с инвалидностью), инвестиций в образование, здравоохранение, спорт и культуру, а также координации с государственными органами и акиматами для расширения доступа к социальным услугам. Дополнительно Фонд применяет гибкий подход к заработным платам, чтобы стимулировать сотрудников на долгосрочную карьеру в Группе компаний.

В перспективе Фонд планирует расширять целевые программы занятости и образования в отдаленных районах, продолжать повышение зарплат для нижних должностных категорий, развивать поддержку социально уязвимых групп и масштабировать успешные инклюзивные решения (кабинеты инклюзии, реабилитационные центры и т. д.). Портфельные компании будут более активно вовлечены в различные социальные проекты, такие как строительство спортивных объектов и развитие инфраструктуры в сфере досуга и культуры. Все эти меры закреплены в Плане развития Фонда до 2032 года и направлены на укрепление социальной стабильности и рост благосостояния населения в регионах.

Рост требований к экологическим стандартам и декарбонизация
Описание Наш ответ

Мы находимся в центре глобальных энергетических преобразований, вызванных необходимостью противостоять климатическому кризису и сокращать углеродный след. Казахстан, в свою очередь, обязался уменьшить выбросы парниковых газов на 15% к 2030 году (от уровня 1990 года) и достичь углеродной нейтральности к 2060 году. При этом более 63% электроэнергии в стране до сих пор вырабатывается на угольных ТЭЦ, а предприятия Группы Фонда совокупно генерируют около 33% прямых выбросов ПГ.

Дополнительную сложность создает нарастающий дефицит энергомощностей: зимой 2024 года он достиг 2,2 млрд кВт·ч, а по прогнозам к 2029 году может вырасти до 6,9 млрд кВт·ч. При этом износ электрических сетей достигает 74%, а 56% электростанций уже старше 30 лет, что ведет к потерям энергии до 14% при распределении, увеличивает риск аварий и затрудняет интеграцию новых «чистых» источников. Высокая доля угля в генерации остается социально чувствительной темой: в энергетической отрасли заняты десятки тысяч человек, и себестоимость добычи угля в Казахстане до сих пор одна из самых низких в мире, что осложняет быстрый отказ от угля.

Последствия:

  1. Снижение инвестиционной привлекательности углеродоемких отраслей из-за ужесточения требований международных институтов.
  2. Рост операционных затрат на модернизацию устаревших угольных мощностей, программы компенсации выбросов и переход к «зеленым» технологиям.
  3. Высокая цена быстрой декарбонизации для регионов, чья экономика завязана на угольном секторе (без плавного переобучения и занятости возрастают социальные риски).
  4. Угроза дефицита энергомощностей, вызванная как устареванием инфраструктуры, так и недостатком маневренных и «чистых» источников при продолжающемся росте спроса на электроэнергию.
Баланс надежного энергоснабжения и ускоренного энергоперехода

Фонд признает необходимость сохранять крупные угольные активы в портфеле – такие как Экибастузская ГРЭС-1 (4000 МВт) и разрез Богатырь Комир – чтобы гарантировать бесперебойную подачу электроэнергии промышленности и населению.

Одновременно мы ускоряем переход на более экологичные решения: переводим Алматинские ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 на газ, развиваем маневренные газовые станции и строим новые базовые мощности (Экибастузские ГРЭС-2, ГРЭС-3). По планам Министерства энергетики, из 26 ГВт новых генерирующих мощностей свыше 16 ГВт придется на активы Фонда. Такой подход позволяет сохранить рабочие места в угольном секторе и при этом обеспечить непрерывное электроснабжение в условиях роста потребления и устаревшей сетевой инфраструктуры.

Развитие ВИЭ и низкоуглеродных технологий

Общая мощность проектов ВИЭ и низкоуглеродной генерации, которые находятся в нашем портфеле, составляет порядка 6,3 ГВт (около 80% «зеленых» инициатив в Казахстане). В числе этих проектов – ветровые (ВЭС), солнечные (СЭС) и гидроэлектростанции (ГЭС), а также газовые объекты для покрытия пиковых нагрузок и стабилизации энергосистемы. Мы заключили партнерские соглашения с крупными мировыми игроками (Total Eren, China Power, Masdar и др.), которые привносят передовые технологии и решения по ВИЭ, открывают сервисные центры и участвуют в подготовке казахстанских специалистов. Параллельно ведутся пилотные проекты по улавливанию и хранению CO₂, а на некоторых угольных станциях устанавливаются высокоэффективные системы фильтрации.

Привлечение «зеленого» финансирования

Согласно Концепции низкоуглеродного развития Фонда, к 2032 году планируется сократить прямые и косвенные выбросы (Scope 1 и 2) минимум на 10% от уровня 2021 года. Для реализации этих целей мы развиваем «зеленое» финансирование, выпуская соответствующие облигации и привлекая специализированные фонды. АО «Самрук-Энерго» уже выпустило «зеленые» облигации, направив полученные средства на расширение ВИЭ-проектов. Проактивный подход помогает укреплять контакты с международными финансовыми институтами и привлекать выгодное финансирование для модернизации сетей и перехода к более чистой генерации.

Доля «чистой» энергии (ВИЭ и ГЭС) в производстве электроэнергии в 2024 году составила 18% (цель – 26 % к 2032 году). Чтобы удовлетворить растущий спрос и учесть цель удвоения экономики к 2029 году, Фонд строит новые базовые мощности (ГРЭС-2, ГРЭС-3, газовые электростанции), снижая при этом зависимость от угля за счет перевода части объектов на газ. Параллельно ведется поиск технологичных решений по улавливанию и хранению CO₂, а также внедряются системы фильтрации, что позволяет поддерживать занятость в угольном секторе (где работают тысячи специалистов) и одновременно создавать рабочие места в «зеленой» энергетике.

Крупные ТЭЦ и ГРЭС, оставаясь в портфеле Фонда, проходят модернизацию, направленную на дальнейшее снижение выбросов. Для ускорения этих процессов заключены соглашения с глобальными компаниями (Total Eren, China Power, Masdar), которые вносят передовые ветровые, солнечные и гидроразработки, а также содействуют повышению квалификации казахстанских кадров. Таким образом, Фонд ищет оптимальный баланс между энергобезопасностью и достижением национальных климатических целей: с одной стороны, отвечает за надежное снабжение в условиях растущего потребления, с другой – планомерно внедряет ВИЭ, газовые решения и инновационные методы снижения углеродного следа. Инвестиции в современные технологии, укрепление подходов к управлению на основе ESG и устойчивого развития, партнерства с лидерами «чистых» технологий – все это способствует гармонизации интересов экономики, социальной сферы и экологии.

Рост требований к внедрению принципов устойчивого развития и ESG
Описание Наш ответ

Международное сообщество, крупные фонды и биржи все более жестко оценивают деятельность компаний по критериям ESG – экологическим, социальным и управленческим. Для компаний, выходящих на IPO или планирующих расширять доступ к финансированию, высокий уровень прозрачности и соответствие ESG-стандартам становится ключевым фактором инвестиционной привлекательности.

Последствия:

  1. Затрудненный доступ к финансированию и возможные репутационные потери для компаний, не соответствующих передовым ESG-требованиям.
  2. Необходимость инвестировать в перестройку систем управления, учет экологических аспектов и выполнение социальных обязательств (в том числе охрана труда, права работников, антикоррупционный комплаенс).
  3. Повышенные ожидания со стороны рейтинговых агентств, бирж и регуляторов по раскрытию ESG-данных, управлению рисками и системному внедрению ответственных бизнес- практик.
Внедрение ESG-управления и прозрачной отчетности

Все крупнейшие портфельные компании (АО НК «КазМунайГаз», АО «НК «QazaqGaz», АО «НАК «Казатомпром», АО «Самрук-Энерго», АО «Казахтелеком» и др.) регулярно проходят независимую оценку в рамках ESG-рейтингов (Sustainalytics, S&P Global, Fitch Sustainable и пр.).

Фонд совершенствует механизмы комплаенс, внедряя платформу e-Compliance. К ней уже подключились 12 портфельных компаний и Samruk Kazyna Trust, что обеспечивает единые стандарты антикоррупционной деятельности и прозрачные процедуры отбора контрагентов.

Интеграция ESG в корпоративное управление

В Группе Фонда внедряются регламентирующие документы, закрепляющие принципы ответственного ведения бизнеса и международные стандарты ESG. При формировании Советов директоров учитываются лучшие мировые практики: доля независимых директоров, гендерный баланс и компетенции в области устойчивого развития.

Разрабатываются и утверждаются ESG-стратегии и климатические программы, содержащие конкретные метрики и ключевые показатели эффективности (KPI) в сфере охраны окружающей среды, социальной политики и управления. Проводится регулярная диагностика корпоративного управления, помогающая повышать качество принимаемых решений и улучшать рейтинг компаний в глазах инвесторов.

В 2024 году несколько портфельных компаний поднялись в международных ESG-рейтингах благодаря усилению транспарентности и вниманию к вопросам охраны труда, прав работников и антикоррупционных норм. Фонд и ведущие портфельные компании готовят ежегодную отчетность в области устойчивого развития по стандартам GRI, SASB, TCFD, что способствует повышению доверия со стороны глобальных инвесторов, аналитиков и рейтинговых агентств.

Фонд стремится укреплять свои позиции в международных ESG-рейтингах, усиливать систему комплаенс и регулярно обновлять ESG-стратегии, направленные на снижение выбросов, улучшение социальной среды и совершенствование управления. Особый приоритет – подготовка к успешным IPO и SPO, где высокие стандарты ESG и прозрачная отчетность становятся решающим фактором. Такой подход не только укрепляет репутацию и повышает инвестиционную привлекательность портфельных компаний, но и помогает более эффективно управлять социальными и экологическими рисками, внося вклад в реализацию национальных приоритетов и «зеленой» повестки Казахстана.