Содействие развитию малого и среднего бизнеса

GRI 3-3

Мы поддерживаем развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) и отечественного предпринимательства в Казахстане, рассматривая этот сектор экономики как ключевой драйвер инноваций, занятости и устойчивого развития.

GRI 3-3

Группа Фонда оказывает поддержку МСБ, предоставляя доступ к критически важной инфраструктуре, расширяя ресурсную базу, обеспечивая гарантированные оффтейк-контракты закупки у отечественных товаропроизводителей, а также привлекая инвесторов.

Реализация крупных промышленных и инфраструктурных проектов стимулирует формирование региональных производственных кластеров и открывает новые возможности для МСБ. Наши крупные транспортные проекты обеспечивают предпринимателям доступ к новым торговым маршрутам и мировым рынкам. Совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» мы увеличиваем местное содержание в газовой отрасли, практически с нуля создаем газосервисную индустрию.

GRI 3-3

Мы осуществляем закупки у отечественных поставщиков товаров, работ и услуг, что способствует созданию новых рабочих мест, развитию инфраструктуры, росту производственных мощностей, развитию производственно-сбытовых цепочек и повышению конкурентоспособности отечественных компаний. Эти меры напрямую способствуют социально-экономическому развитию регионов, увеличению доходов населения и снижению уровня социальной напряженности.

GRI 203-2

В 2024 году сумма закупленных товаров (работ, услуг) Фонда составила 3 625 млрд тенге, и 97% этой суммы – 3 505 млрд тенге – приходится на отечественных поставщиков.

GRI 203-2

Доля внутристрановой ценности в закупках выросла в 2024 году до 82,5% (в 2023 году – 79%).

GRI 204-1

Доля товаров (работ, услуг), закупленных у отечественных поставщиков, %

2020 2021 2022 2023 2024
Доля закупок у отечественных поставщиков 90 91 89 92 97

Все закупки осуществляются через веб-портал закупок Фонда – zakup.sk.kz. Информация о закупках размещается в открытом доступе.

Для обеспечения прозрачности база данных закупок Фонда интегрирована с базами Генпрокуратуры, Агентства по финансовому мониторингу, Агентства по противодействию коррупции, Высшей аудиторской палаты, Агентства по защите и развитию конкуренции, НПП «Атамекен» и Правительства.

В Фонде и всех портфельных компаниях действует единый Порядок закупок, регулирующий процесс приобретения товаров, работ и услуг. В 2024 году в данный Порядок были внесены изменения, направленные на его упрощение и повышение доступности для отечественных производителей.

Кроме того, установлены КПД для руководителей портфельных компаний по увеличению доли оффтейк-контрактов на уровне не менее 10% от общего объема закупок.

Система закупок Фонда положительно оценена ЕБРР, АБР и ОЭСР

В 2024 году система закупок Фонда была признана ведущими международными финансовыми институтами – Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Азиатским банком развития – соответствующей передовым международным стандартам и практикам. В частности, процессы закупок полностью автоматизированы, обеспечена прозрачность процедур, минимизировано влияние человеческого фактора и предусмотрен предварительный квалификационный отбор потенциальных поставщиков. Финансирование проектов Фонда международными финансовыми институтами осуществляется при условии проведения процедур закупок в соответствии с Порядком и с предоставлением приоритета казахстанским производителям.

Ключевым инструментом поддержки и развития отечественных товаропроизводителей является Программа импортозамещения, в рамках которой через механизм оффтейк-контрактов поддерживаются производства, ориентированные на замещение импортируемой продукции.

В рамках реализации Программы импортозамещения с 2018 по 2024 годы был одобрен 91 проект новых производств, заключено 842 оффтейк-контракта с поставщиками на сумму 306,6 млрд тенге. В 2024 году были заключены оффтейк-контракты на 191 млрд тенге, что в 10 раз больше, чем в 2023 году. В рамках реализации этих проектов планируется создать 500 новых рабочих мест и привлечь более 150 млрд тенге инвестиций.

GRI 3-3

Мы внедряем в свою закупочную деятельность ESG-критерии. В особенности при рассмотрении заявок потенциальных поставщиков на реализацию проектов в рамках Программы содействия созданию новых производств. В соответствии с утвержденным Порядком заключения и исполнения оффтейк-контрактов проводится оценка проектов по таким критериям, как использование возобновляемых источников энергии на всех этапах жизненного цикла товара (в т. ч. производство товара, закупка сырья, доставка, продажа, использование, утилизация) и применение технологий для снижения углеродного следа. Оценка проектов является важным этапом рассмотрения заявок и напрямую влияет на одобрение Комиссией Фонда для дальнейшего заключения оффтейк-контракта с поставщиком.