Вас пугает слово «Стратегия»? Простыми словами о «Стратегии»

Блог Тана Джерона
602
08.06.2017 17:10
Тан Джерон
Тан Джерон Директор департамента по управлению стратегией
Я расскажу вам о стратегии, если вас пугает это слово.

Некоторые  даже самые талантливые люди  ошибочно полагают, что стратегия является исключительно  сферой компетенции узких специалистов. Возможно, поэтому на эту тему написано много сложных книг,  часть из которых  я прочитал во время обучения  MBA в Лондоне и сейчас в процессе работы.

На самом деле стратегия — это общий план высокого уровня, который показывает будущее направление развития компании и что необходимо предпринять для его достижения. К тому же в мире с ограниченными ресурсами  стратегия  вносит ясность «в выборе того, чего делать не следует» (профессор Майкл Портер).

У каждой компании есть стратегия, но не все компании  успешны. Существует  много причин, по которым реализация стратегии не дает результатов. Например, такие как:

• стратегия слишком обобщенная;
• стратегия слишком сложная;
• стратегия нереалистична;
• неточные предположения или финансовые ожидания;
• стратегия, разработанная для «полки»;
• стратегия направлена сотрудникам, однако не воспринята.

Последний пункт особенно важен, поскольку стратегия предназначена для того, чтобы показать путь каждому сотруднику в организации.   Если   сотрудники не понимают, как определить и оценить свою роль в реализации стратегии, то как можно ожидать от них исполнения поставленных задач?
 
Вы когда-нибудь замечали, что после инфосессии с высшим руководством на стенах вашего офиса появляются  мотивационные плакаты? Плакаты — стандартные каналы связи, но каналы связи должны быть расширены, чтобы у сотрудников было реальное понимание. Бесполезно объяснять, используя сложную терминологию, предоставляемую стратегическими консультантами. Как это может затронуть сердца и умы всего персонала?

Порой слишком много инициатив и задач  ставится  перед нами для исполнения. Рассказывать истории (примеры) — действенный способ помочь каждому сотруднику понять стратегию компании.

«Самрук-Қазына», владеющая компаниями в разных секторах экономики, разработала свою Стратегию развития в 2015 году. Наша стратегия описывает как дочерние компании могут соответствовать и/или должны быть преобразованы, чтобы быть привлекательными для инвесторов. В широком контексте наша миссия заключается в том, чтобы вывести страну за рамки статуса «развивающейся экономики».

Давайте рассмотрим ключевые аспекты  стратегии развития Фонда, а затем на простом примере покажем наше видение:

Основные направления стратегии «Самрук-Қазына»:

▪ мы были пассивным инвестором, теперь мы стали активным инвестором;
▪ мы являлись операционным холдингом, теперь мы управляем  как стратегический холдинг.

Шесть основных инициатив стратегии:

      1. Приватизация.
      2. Трансформация портфельных компаний.
      3. Инвестиции в растущие отрасли. 
      4. Управление портфельными инвестициями.
      5. Финансовая устойчивость.
      6. Переход на новую бизнес-модель.

Предлагаю  разобрать эти пункты на простых примерах без «сложных слов». Представьте себе, что у вас есть три бизнеса:

      • пиццерия;
      • магазин игрушек;
      • типография.

Вы открыли эти компании и владеете ими уже более 10 лет, но управляют ими разные менеджеры. Вы получаете доходы, просто наблюдая за тем, как бизнес развивается. Однако при этом вы регулярно посещаете эти компании и задаете подробные вопросы разным сотрудникам: «Где вы покупаете сыр для пиццы?», «Почему вы положили эту игрушку на высокую полку?», «Почему эта фотография нечеткая?» Для поиска ответов на ваши вопросы  сотрудникам приходится затрачивать время, которое было предназначено на обслуживание клиентов.

Однажды вы решите, что необходимо работать еще лучше. Поэтому вы вносите следующие изменения:

      • систематически встречаетесь с руководителями своих компаний для обсуждения эффективности и дальнейшего развития бизнеса. Вы просите их регулярно  выносить на рассмотрение новые идеи и   решения. (Пример действий, предпринимаемых  активным  инвестором);
     • вы перестаете проверять производительность менеджеров низшего звена и персонала. Вы позволяете им работать самостоятельно. Вы  обязываете руководителей, ответственных за производительность, ставите перед ними конкретные бизнес-цели для достижения. (Пример управления в роли стратегического холдинга);
     • вы пересматриваете бизнес портфель и понимаете, что условия меняются: другие пункты быстрого питания конкурируют с вашей пиццерией; ваш магазин игрушек проигрывает мобильным и интернет-магазинам, таким как OLX; бизнес типографии замедляется, так как все больше людей начинают использовать смартфоны для съемки. 

Поэтому вы решили изменить некоторые вещи.

     1. Вы понимаете, что внешние бизнес-эксперты и инвесторы помогут улучшить ваш бизнес. Если инвесторы могут прийти в магазин в любое время, то персонал всегда будет более внимательным. Таким образом, вы решили найти инвесторов для своего портфеля компаний.  Вы также получите деньги с продажи части своего бизнеса  и  сможете инвестировать эти средства в новые предприятия. (Это  приватизация).

     2. Но никто не купит бизнес, если он не процветает и не приносит прибыль. Таким образом, вы делаете все возможное, чтобы сделать его более эффективным и готовым к продаже.  Для пиццерии вы решаете нанять нового шеф-повара и подавать изысканную пиццу, которая понравится более состоятельным  клиентам. Вы также создаете онлайн-портал для своего магазина игрушек в качестве нового канала распространения. (Это трансформация).

     3. Получив прибыль от продажи вашего бизнеса, вы начинаете искать новые компании для увеличения стоимости и роста, используя свой предыдущий опыт ведения бизнеса. Вы решили инвестировать в новый тренажерный зал Cross-Fit,  поскольку вы видите, что фитнес центры — это новая тенденция. (Это инвестиции в растущие отрасли).

     4. В ваших трех компаниях работает почти 50 сотрудников. Но из-за эпидемии сезонного гриппа в пиццерии не хватает персонала. По этой причине  вы перераспределяете некоторых сотрудников  из магазина игрушек в пиццерию. (Управление портфелем активов).

     5. Вы взяли кредит с высоким процентом для развития бизнеса во время экономического подъема в 2012 году. Но сейчас вы понимаете, что для дальнейшего развития компаний вам необходимо снизить долговую нагрузку. (Это финансовая устойчивость).

     6. Вы признаете, что вам нужна новая модель управления: другая организационная структура и навыки управления. Поэтому вы решаете нанять новых людей и постоянно коммуницируете с руководителями компаний и сотрудниками, чтобы разъяснить им ваше видение. При этом предоставив сотрудникам необходимое время, чтобы они могли понять все нововведения. (Это переход к новой модели).

На самом деле, деятельность Фонда гораздо сложнее, чем эти простые примеры, но принципы бизнеса в целом одинаковы. Стратегия не должна быть сложной или запутанной. Мы как лидеры должны стремиться сделать историю стратегии интересной и вдохновляющей. Например, вспомним Илона Маска — одного из прогрессивных   специалистов нашего времени в области коммуникаций. Его история SpaceX позволяет нам почувствовать, что колонизация Марса может стать реальностью в течение нашей жизни или в ближайшем будущем. И это просто невероятно!

Мы надеемся, что этот образ мышления будет внедрен и в Фонде. Мы открыты для всех, поэтому, пожалуйста, задавайте вопросы о нашей стратегии. Мы призываем каждого в Казахстане   принять участие в построении более светлого будущего для всех нас.
Комментарии (0)
Оставьте ваш комментарий первым
captcha