В Фонде презентованы первые итоги проекта «Взаимодействие государства, бизнеса и общества: позитивная реинтеграция»

В Фонде презентованы первые итоги проекта «Взаимодействие государства, бизнеса и общества: позитивная реинтеграция»

725

22 июня 2009

22 июня 2009 г.
г. Алматы

Сегодня в Алматы состоялась презентация для казахстанского бизнес-сообщества результатов комплексного исследовательского проекта «Взаимодействие государства, бизнеса и общества: позитивная реинтеграция». Проект реализуется в Казахстане с 2008 года Институтом национального проекта «Общественный договор» при участии экспертов Бюро экономического анализа и группы «СИГМА» в партнерстве с Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» и Торгово-промышленной палатой Республики Казахстан.

Цель проекта - совершенствование институциональной среды для развития предпринимательства в Казахстане.

Основными результатами первой стадии проекта – исследовательской - стали:

  • Анализ опыта и уроков модернизации других трансформационных экономик, прежде всего российской, успехов и неудач реформ, и разработка, с учетом специфики Казахстана, концепции модернизации институциональной среды для развития предпринимательства, получившей название «позитивная реинтеграция» власти, бизнеса и общества;
  • Рекомендации к разработке национальной Стратегии территориального развития с учетом потенциала регионов;
  • Теоретическая разработка и обоснование 12 основных инструментов улучшения бизнес-климата и методические рекомендации по их применению на практике;
  • Анализ функций и публичных услуг 24 органов власти и управления Республики Казахстан с точки зрения возможности общественной оценки, необходимой в рамках позитивной реинтеграции;
  • Разработка проектов концепций 16 нормативно-правовых актов, принятие которых необходимо для успешной позитивной реинтеграции.

Также были сформулированы практические меры, принятие которых позволит добиться значительного улучшения институциональный среды для предпринимательства в Казахстане, в том числе:

  • Переход, где это возможно, от системы лицензирования и разрешительного порядка ведения деятельности к страхованию гражданской ответственности предпринимателей;
  • Переход на регистрацию предприятий в уведомительном порядке в нотариальных органах и ведение реестра торгово-промышленными палатами;
  • Упрощение учета и администрирования деятельности предприятий и расширение патентной и упрощенной систем налогообложения;
  • Участие заинтересованных групп в разработке стандартов предоставления государственных услуг, внедрение различных форм контроля соблюдения стандартов, в том числе общественного контроля соблюдения стандартов предоставления государственных услуг;
  • Введение системы оценки регулирующего воздействия государства;
  • Передача регулирования в ряде отраслей в ведение саморегулируемых организаций бизнеса;
  • Поддержка деятельности кредитных кооперативов, сельских финансовых кооперативов, кредитных товариществ как альтернативы коммерческим кредитным организациям (банкам).


Внедрение этих мер будет способствовать ускорению экономического роста, снижению административных барьеров и формированию новой модели взаимоотношений между государством, бизнесом и обществом.

В текущем году в рамках сотрудничества ФНБ «Самрук-Казына» и ИНП «Общественный договор» в Алматы, Алматинской и Южно-Казахстанской областях будет проведена пилотная апробация по отдельным направлениям, сферам и ситуациям, описанным в рамках подхода позитивной реинтеграции:

  • Авторское сопровождение подготовки нормативно-правовых актов, концепции которых были разработаны на предыдущем этапе: рецензирование и консультирование.
  • Мониторинг («гражданский аудит») качества услуг органов государственной власти и управления в сфере социально-трудовых отношений и малого и среднего бизнеса.
    Для этого в регионах реализации проекта планируется организация общественных наблюдений и исследований деятельности органов государственной власти и управления, проявляющейся во взаимодействии с субъектами МСБ. В ходе мониторинга в том числе будут осуществлены так называемые «контрольные (анонимные) закупки» или воспроизведена ситуация непосредственного прохождения гражданами и представителями юридических лиц административных процедур по получению общественно значимых и/или проблемных для МСБ государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти.
  • Внедрение альтернативных механизмов контрольно-надзорной деятельности:
    - Апробация механизма функционирования системы контроля и надзора в узловых точках, в частности, исследование возможностей и ресурсов аккредитованных лабораторий для проведения объективных и достоверных исследований качества потребительских товаров по основным сегментам рынка (вода, пищевая продукция, напитки).
    - Организация в тестовом режиме службы жалоб для граждан (условно «бюро жалоб» по системе одного окна). Эта структура должна поддерживаться общественными организациями (к примеру, потребителей) и обеспечивать полный комплекс услуг по приему жалоб, товаров, предоставления справочных услуг, размещению товаров для контрольных экспертиз, выдаче заключений лабораторий. По всем полученным отрицательным результатам экспертиз данная служба осуществляет связь с государственными органами и доводит результаты принятых мер до потребителей.
    - Организация в тестовом режиме системы досудебного разрешения конфликтов по поводу производства или реализации опасной или фальсифицированной продукции.
  • Информационно-просветительская кампания.