Влияние ВТО на национальную экономику Казахстана через призму транспортно-коммуникационного кластера

Влияние ВТО на национальную экономику Казахстана через призму транспортно-коммуникационного кластера

826

03 сентября 2015

Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию свидетельствует о достижении зрелости экономики страны. При этом, существует ряд факторов, которые окажут влияние на дальнейшее развития корпоративного сектора в условиях ужесточения конкурентной борьбы за потребителя, как в Казахстане, так и на зарубежных рынках.

Железная дорога

На сегодняшний день в Казахстане действует механизм адресной поддержки отдельных промышленных предприятий путем установления временных понижающих коэффициентов к тарифам на услуги магистральной железнодорожной сети (МЖС), что не соответствует нормам ВТО. В целях развития отечественных производителей в новых условиях от государства требуется выработка новых механизмов поддержки, более адаптированных к условиям международной торговли. Это снимет груз с оператора МЖС и позволит нарастить импульс развития производства в приоритетных секторах экономики. 

После вступления Казахстана в ВТО ожидается усиление конкурентной борьбы в секторе перевозок грузов, в частности со стороны автодорожных перевозок, что в итоге может привести к изменению структуры и направлений перевозок, в особенности это может коснуться высокотехнологичных грузов, стоимость доставки которых чувствительна к временному фактору. Ожидается, что на отечественном рынке могут появиться крупные зарубежные компании, специализирующихся на сложных логистических схемах доставки грузов и «гибких» ценовых условиях.

В таких условиях железнодорожный транспорт будет подвержен усилению конкурентного давления, что положительно скажется на интересах пользователей его услуг. В то же время это потребует пересмотра условий регулирования деятельности железнодорожного транспорта, выработки новых подходов во взаимоотношениях государственных органов с предприятиями отрасли для повышения эффективности перевозочного процесса, а также совершенствования комплекса институциональных и правовых механизмов, нацеленных на развитие транспортно-логистического и транзитного потенциала Казахстана.

Телекоммуникации

В казахстанской отрасли телекоммуникаций также ожидается влияние ВТО по либерализации рынка, об этом свидетельствует мировой опыт ряда стран. К примеру, увеличение присутствия на рынке Ирландии международных лидеров дало основу для снижения стоимости услуг. А в Бразилии за 10 лет наблюдался значительный рост прямых иностранных инвестиций в телекоммуникации с 0,5% до 15,7% от всех инвестиций в страну. Тем не менее, уже сегодня в Казахстане не менее 95% рынка мобильной связи занимают иностранные компании. Результатом чего является высокий уровень конкуренции, и как мы наблюдаем, что приводит к ежегодному снижению цен на предоставляемые услуги. Однако, это не предел, возможна дальнейшая либерализация рынка через внедрение виртуальных операторов связи, позволяющее зайти на рынок новым игрокам.

Почтовые услуги

Активизация торговли, в том числе через интернет, приведет к росту конкуренции между отечественными и иностранными компаниями. Это даст стимул роста объемов почтовых отправлений, как внутри страны, так и за ее пределами. Сегодня в Казахстане действуют более 40 компаний, занимающихся доставкой почтовых отправлений, что уже свидетельствует о высокой конкуренции. Тем не менее, большинство из них сконцентрировано в крупных городах. Следовательно, роль Национального оператора почты является достаточно высокой по части доставки отправлений в отдаленные населенные пункты для обеспечения деятельности компаний, занимающихся Интернет-торговлей. 

Авиаперевозки

Вступление Казахстана в ВТО в краткосрочном периоде не окажет негативного влияния на конкурентоспособность казахстанских авиаперевозчиков. В данной отрасли действует система межправительственных соглашений, обеспечивающих паритетное право на перевозки между странами, подписавших данные соглашения. Членство в ВТО для отечественных авиакомпаний должно стать стимулом к выходу на международный рынок пассажирских авиаперевозок, что потребует от них поиска новых возможностей для сохранения доли на местном рынке и экспансии на внешние рынки. 

Участие в ВТО затрагивает всех участников рынка, а с экономической точки зрения значительно влияет на крупные системообразующие компании, от успешного развития которых зависит благосостояние страны в целом.