Максат Кабашев: КТЖ реализует доли участия в 62 компаниях

Максат Кабашев: КТЖ реализует доли участия в 62 компаниях

532

26 сентября 2016

Национальная компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ) делает ставку на транзитные грузовые перевозки по маршруту Азия - Европа. Чтобы конкурировать с другими операторами железнодорожных перевозок, КТЖ намерена развивать мультимодальные перевозки. Запланированная приватизация активов, по мнению вице-президента по финансам КТЖ Максата Кабашева, позволит оптимизировать структуру активов нацкомпании и сосредоточиться на выбранном бизнес-направлении.

Локомотив  приватизации

- Максат Рахимжанович, нынешняя приватизация активов КТЖ была запущена, поскольку нацкомпании не удалось реализовать Комплексный план приватизации на 2014–2016  годы?

- Не совсем, первый этап второй волны приватизации, стартовавший, как вы заметили, в соответствии с Комплексным планом приватизации на 2014–2016 годы, был запущен, чтобы сократить государственное присутствие в бизнесе, упрочить основы рыночной экономики РК и придать импульс предпринимательской инициативе.

К слову, КТЖ - лидер приватизации первого этапа, поскольку нацкомпания выпустила на рынок 20 «дочек» и принесла казне 34,5 миллиарда тенге. Несмотря на экономические трудности, частный сектор в первый этап приватизации проявлял большой интерес к активам КТЖ - многие «дочки» были проданы выше своей оценочной стоимости. Например, компания «Ертыс Сервис» ушла за 703,8 миллиона тенге, что на 15 процентов превысило стартовую цену, «Казыкурт-Юг» — за 960,5 миллиона тенге, выше первоначальной в 1,6 раза. Эти компании хотели купить сразу несколько инвесторов, поэтому во время торгов цены  кратно увеличивались.

Что касается текущего этапа приватизации, он синхронизирован со стратегией КТЖ трансформироваться в транспортно-логистический холдинг. Планируется выйти из состава юридических лиц и уменьшить количество компаний в своей структуре с 97 до 35. Причем нацкомпания преследует не количественный, а качественный результат - будет сформирована оптимальная структура портфельных активов. Холдинг станет трехуровневым: первый уровень - сама нацкомпания КТЖ, второй уровень - стопроцентные дочерние компании, каждая отвечающая за свой сегмент: мультимодальные транзитные перевозки, грузовые перевозки и инфраструктура. То есть на базе функционала и имущественного комплекса «Дирекция магистральной сети» будет создана стопроцентная дочерняя компания «КТЖ - Инфраструктура», предоставляющая железнодорожную инфраструктуру перевозчикам. Уже созданы «КТЖ - Грузовые перевозки» и KTZ Express. Последний ответственен за мультимодальную перевозку, то есть транспортировку груза по одному контракту, но разными способами — морским, железнодорожным, воздушным. Поэтому в этой компании сосредоточены такие, казалось бы, непрофильные для КТЖ активы, как управляющий сетью аэропортов Airport Management Group, «Актауский Морской Северный Терминал», сухой порт KTZE-Khorgos Gateway и прочие. И уже те компании, которые входят в перечисленные стопроцентные «дочки» нацкомпании, - «КТЖ - Инфраструктура», «КТЖ - Грузовые перевозки» — являются третьим уровнем холдинга.

В результате реализации расширенного комплексного плана приватизации и изменения организационной структуры КТЖ трансформируется в корпоративный центр, ответственный за стратегию группы компаний. Такое организационное разделение, когда инфраструктура у одной «дочки», перевозочная деятельность - у другой, позволит создать ориентированный на рынок сервис грузовых и мультимодальных перевозок, что позволит нацкомпании на равных соперничать с мировыми лидерами. Помимо прочего облегченная структура позволит нацкомпании исключить дублирующие функции. Вышесказан- ное, думаю, ключевой аспект, который отличает второй этап приватизации активов КТЖ от первого.

- Какая судьба ждет «Пассажирские перевозки» и «Казтемиртранс»?

- Согласно расширенному плану приватизации, утвержденному правительством в конце 2015 года, КТЖ выставит 48 активов. Одиннадцать из них - крупные компании, подлежащие продаже в приоритетном порядке, поэтому они закономерно оказались в первом списке. Это «Пассажирские перевозки», машиностроительные объекты «Востокмашзавод», «Тулпар Тальго», «Локомотив құрастыру зауыты», «Электровоз құрастыру зауыты», сервисная компания «Военизированная железнодорожная охрана» и так далее.

Поскольку перечисленные активы имеют большое социально-экономическое значение, предполагается несколько способов продаж: открытый двухэтапный конкурс, электронный конкурс, прямая адресная продажа или через фондовый рынок и другие. Компании из первого списка будут проданы с учетом рекомендаций отобранного независимого консультанта - ТОО «Эрнст энд Янг - консультационные услуги», который сейчас проводит предпродажную подготовку этих  активов.

Что касается «Пассажирских перевозок» и «Казтемиртран- са», то, согласно актуализированной Стратегии развития КТЖ до 2025 года, у нацкомпании останется блокирующий пакет — 25 процентов, плюс одна акция, чтобы иметь возможность при- нимать участие в корпоративном управлении.
Но замечу, что окончательное решение по способу продажи и размеру выставляемого пакета акций компаний из приори- тетного списка остается за собственником и согласовывается с госкомиссией по вопросам модернизации экономики РК.

Второй эшелон

- Вы перечислили машиностроительные активы, которые КТЖ долгое время создавал и, что особенно важно, в парт- нерстве с ведущими носителями компетенции, как напри- мер, с французским Alstom. Зачем КТЖ выходить из этих проектов?

- Несколько лет назад перед КТЖ стояла существенная проблема модернизации отрасли. Были проблемы и с инфраструктурой, и с вагонами, и с тягой. Нацкомпания участвовала в этих проектах, привлекая, как вы заметили, зарубежных партнеров — ведущих носителей компетенции, чтобы исправить ситуацию. Кроме модернизации железнодорожной отрасли стояла общегосударственная задача запуска современных предприятий. Сегодня названные задачи выполнены, мы, например, производим практически все виды подвижного состава и даже подписали контракт с Азербайджаном на поставку 10 локомо- тивов. То есть задачи выполнены, поэтому КТЖ выходит из этих проектов. Не стоит забывать, что сегодня перед нацкомпанией совсем другие вызовы — стать лидером в мультимодальных транзитных перевозках от Китая до Европы.

- Какие компании вошли во второй  список?

- Главным отличием компаний, попавших во второй список, является то, что они не имеют большого социально-экономического значения. Соответственно, они будут реализованы через систему электронного аукциона. Таких активов 37. Уже завершена оценка компаний, попавших во второй эшелон. И я могу сказать, что индивидуальная стоимость активов варьируется от 157 миллионов до 9,5 миллиарда тенге.
Активы из неприоритетного списка выставляются на электронный аукцион три раза. Если актив не продается, он подлежит ликвидации либо  реорганизации.

- Ударили ли по рентабельности выставляемых компаний кризисные явления?

- Эффективность выставляемых компаний зависит в том числе от ситуации в экономике РК, которая естественным образом подвержена мировой экономической конъюнктуре. Поэтому в группе компаний КТЖ сегодня имеются как рентабельные, так и нерентабельные активы.

- К чему должен быть готов потенциальный инвестор, который планирует приобрести одну из дочерних компаний КТЖ?

- Первое — железнодорожная отрасль регулируется антимонопольным органом, то есть регулируются тарифы на услуги по предоставлению грузовых и пассажирских перевозок. На- пример, пассажирские перевозки, ввиду их социальной значимости, субсидируются государством. В этой связи инвестор, который планирует вложить свой капитал в компанию, должен понимать, что она осуществляет свою деятельность на регулируемом рынке.

Второе — в системе КТЖ работают порядка 150 тысяч человек, это включая и приватизируемые компании. И одним из условий приватизации является то, что новый собственник должен взять обязательства по сохранению рабочих мест и социальным вопросам на определенный срок.

Третье — это касается компаний из приоритетного списка. Нацкомпания оставит за собой блокирующий пакет, то есть КТЖ будет принимать участие в корпоративном управлении.

Источник: журнал "Эксперт Казахстан"