Управление активами по-новому

Управление активами по-новому

334

28 февраля 2017

АО «НК «ҚТЖ» внедряет новую модель управления производственными активами. О ее выгодах рассказал руководитель проектной группы команды трансформации бизнеса компании Заманбек Шопанов.

- Зачем внедряется новая модель управления?

- Мы хотим повысить эффективность управления техническим обслуживанием и ремонтом активов. Наша первая цель. Вторая – достигнуть высокого уровня производительности, надежности и безопасности производственных активов. Железнодорожные пути, линии электропередач, станции, вагоны, локомотивы, устройства сигнализации, централизации и блокировки должны работать так, чтобы приносить компании устойчивую рентабельность при высоком уровне безопасности и надежности. Все процессы будут стандартизированы и систематизированы.

- В чем кардинальное отличие нового подхода к управлению активами в ҚТЖ?

- Современные корпорации рассматривают производственный актив как бизнес-актив, который должен приносить прибыль компании. Этот подход отражен и в международном стандарте ISO 55000 «Управление активами». Один из его принципов  - Follow the value. В переводе означает «следуй за ценностью». Проектная группа взяла данное правило на вооружение, когда разрабатывала новую модель управления техническим обслуживание и ремонтом активов.

Мы внедряем единую систему отчетности. Она  обеспечит четкий учет и прозрачность данных и станет основой для принятия менеджментом эффективных и оперативных решений.

В новой модели информация о состоянии активов собирается в единую систему мониторинга, где анализируются риски и прогнозируются отказы. Все активы классифицируются. С учетом их класса будет применяться индивидуальный подход к обслуживанию и ремонту. К примеру, одни будут ремонтироваться по плану, а другие – по фактическому состоянию.

- Насколько такой подход к ремонту обоснован?

- В прошлом году в путевом хозяйстве компании введен в постоянную эксплуатацию мобильно-диагностический комплекс. Он позволяет измерять геометрические параметры пути и выявлять дефекты рельс одновременно. До этого компания для решения этих задач использовала два оборудования: путеизмерительный вагон и вагон-дефектоскоп. Благодаря мобильно-диагностическому комплексу мы будем ремонтировать пути не по нормативам, а там, где это действительно необходимо исходя из комплексного анализа, динамики развития и прогнозирования перехода в предотказное состояние. С 2018 года аналогичный подход к обслуживанию и ремонту будет применен ко всем остальным активам компании.

- Можно ли измерить выгоды от нового подхода к управлению производственными активами в цифрах?

- По предварительным расчетам эффект проекта до 2021 года составит порядка 14 млрд тенге. Это станет возможным за счет оптимизации портфеля производственных активов, уменьшения отказов активов и их компонентов в процессе эксплуатации, исключение непродуктивных затрат.

- Что будет сделано, чтобы перейти на новую модель?

- Предстоит большая работа. До конца 2017 года наведем порядок в документах, регламентирующих техническое обслуживание и ремонт активов. Сегодня на уровне компании и министерства их насчитывается порядка 183.  Подготовим функционально-технические требования к автоматизации процессов техобслуживания и ремонта. На их основе проведем полномасштабную автоматизацию. Она значительно облегчит труд наших сотрудников.

Кроме того, разработаем ключевые показатели деятельности. Это добавит ясности в управлении активами. Сформируем единую базу активов, единую стратегию ремонтов и целевую организационную структуры функции технического обслуживания и ремонта. Распределим ответственность между подразделениями и специалистами.