Служба комплаенс

Служба комплаенс является структурным подразделением Фонда, обеспечивающим соблюдение антикоррупционного законодательства Республики Казахстан, определение политики по вопросам противодействия коррупции, осуществление контроля за реализацией мероприятий по противодействию коррупции, а также формирование внутренней корпоративной культуры на основе прозрачности и честности, ведение бизнеса в соответствии с законодательством Республики Казахстан, лучшими международными практиками и внутренними документами Фонда.

Служба осуществляет общую координацию и взаимодействие со службами комплаенс портфельных компаний, в том числе по предоставлению рекомендаций о разработке централизованных комплаенс-контролей, рассмотрению периодических отчетов служб комплаенс компаний группы Фонда, подготовке консолидированных отчетов о существующих комплаенс-рисках, проведению обучения в целях формирования антикоррупционной культуры и других актуальных вопросах в области комплаенс.

В своей деятельности Служба комплаенс руководствуется Законом РК «О противодействии коррупции», Политикой по противодействию коррупции, Кодексом поведения и иными внутренними документами Фонда.

По итогам 2022 года Службой комплаенс:

  • рассмотрено 855 обращений, поступивших на Горячую линию;
  • выданы заключения по рассмотренным материалам, в том числе по материалам, выносимым на Правление и Совет директоров Фонда;
  • проведена проверка благонадежности 380 кандидатов, в том числе:
    • 128 по кандидатам в Совете директоров/Наблюдательного совета портфельных компаний в части соответствия или несоответствия их требованиям, для избрания в качестве директоров;
    • 252 по кандидатам для занятия вакантных должностей в Фонде на предмет наличия обстоятельств, препятствующих приему кандидата на работу.

В рамках развития методологии в 2022 году:

  • разработан и утвержден решением Правления Фонда Корпоративный стандарт по функции комплаенс в портфельных компаниях АО «Самрук-Қазына», определяющий методологическую основу для разработки и реализации в портфельных компаниях Фонда эффективных комплаенс-систем и программ;
  • утверждены документы, регламентирующие порядок проведения проверки контрагентов до установления деловых отношений.

В отчетном периоде Службой комплаенс проведена оценка действующих антикоррупционных процессов на предмет соответствия требованиям ISO 37001 «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством». По результатам оценки разработан План мероприятий для последующей сертификации Фонда.

В рамках автоматизации процессов разработана и внедрена информационная система комплексной проверки благонадежности третьих лиц, в том числе на предмет аффилированности с работниками Фонда и группы компаний.

В 2022 году разработана модель оценки зрелости комплаенс-функции и реализован пилотный проект по оценке зрелости систем антикоррупционного комплаенс в отдельных портфельных компаниях АО «Самрук-Қазына».

Стратегическими направлениями развития комплаенс на 2023 год в рамках противодействия коррупции и повышения транспарентности деятельности в компаниях группы Фонда являются:

  1. Обеспечение развития функции комплаенс в соответствии с лучшей международной практикой, в том числе таких направлений как санкционный, листинговый, ESG и иных видов комплаенс.
  2. Cертификация антикоррупционных комплаенс-систем на соответствие требованиям международных стандартов ISO 37001:2016 «Система менеджмента борьбы со взяточничеством» и ISO 37301:2021 «Система управления соответствием».
  3. Автоматизация отдельных элементов комплаенс-программы на уровне группы компаний.

В соответствии с утвержденными планами, проводится работа по созданию информационной системы для автоматизации отдельных элементов комплаенс-программы таких как проверка благонадежности третьих сторон, инициативное информирование, выявление и урегулирование конфликтов интересов и т.д. Указанная система позволит специалистам в области комплаенс компаний группы Фонда более эффективно реализовывать поставленные задачи, а также осуществлять централизованный контроль и собирать необходимую информацию.