Транспорт и логистика

7,3
млн. чел.авиа пассажиропоток

Развитие пассажирских перевозок

Основанное в 2002 году, АО «Эйр Астана» является крупнейшей авиакомпанией Казахстана по доходам и размеру флота.

Ключевые результаты деятельности

Показатель

2021

2022

производственные показатели:

пассажиропоток, тыс. чел.

6 618

7 349

объем грузоперевозок, тонн

18 772

12 839

коэффициент загрузки ВС, %

80

83

показатель своевременного выполнения рейсов, %

82

74

финансовые показатели, млрд тенге:

выручка

324,9

478

чистая прибыль

15,5

37,6

операционная прибыль

43,6

70,1

объем выплаченных налогов

14,5

41,9

Обзор рынка

Являясь одной из крупнейших авиакомпаний в Евразии по доходам и размеру флота группа АО «Эйр Астана» имеет 71 % и 42 % доли рынка на внутренних и международных маршрутах из Казахстана соответственно. В 2022 году группа АО «Эйр Астана» перевезла более 7,3 млн пассажиров на более чем 51 тысячах рейсов, охватывающих 88 маршрутов в 20 странах. Несмотря на пандемию COVID-19, группа компаний АО «Эйр Астана» увеличила свой парк до 43 самолетов, средний возраст которых составляет 5 лет.

Группа АО «Эйр Астана» осуществляет деятельность под двумя брендами: Эйр Астана – полносервисный перевозчик и FlyArystan, который является бюджетным перевозчиком. Каждый из этих брендов Группы нацелен на разные клиентские рынки и географические регионы, предоставляя выбор в соответствии с целым рядом потребностей клиентов и целей путешествия.

FlyArystan является одним из первых бюджетных перевозчиков, или LCC, в Евразии8 и, крупнейшей внутренней авиакомпанией Казахстана по пропускной способности и объему перевозок с растущей сетью международных маршрутов.

8В страны Евразии входят Афганистан, Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Республика Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан (согласно определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Стратегия компании заключается в том, чтобы придерживаться принципов сверхнизкой стоимости модели, используемой в США и Европе, в то время как АО «Эйр Астана» остается полносервисным вариантом для путешествий внутри страны и за ее пределами. Пандемия COVID-19 привела к остановке внутренних авиаперевозок в Казахстане в марте 2020 года, но позже в том же году восстановилась и превысила объем внутренних пассажирских перевозок в 2019 году. Это позволило FlyArystan воспользоваться преимуществами растущего внутреннего рынка и продвигать новый способ авиаперевозок в регионе.

FlyArystan предоставляет услуги бюджетных авиаперевозок по регулярным ближне- и среднемагистральным маршрутам через Казахстан и далее на Кавказ, Среднюю Азию и Ближний Восток. Бренд FlyArystan был создан в мае 2019 года и на конец 2022 года эксплуатирует 14 самолетов с пяти баз в Казахстане, обслуживая 40 маршрутов.

Прочное финансовое положение и гибкий подход к принятию решений в сложные периоды на рынке позволили Группе быстро отреагировать на геополитические события 2022 года. В течение года маршрутная сеть авиакомпании продолжила расширяться за счет возобновления рейсов из Алматы в Лондон, Алматы в Пекин и Атырау в Стамбул, а также запуска новых рейсов на греческий остров Крит. Наряду с полетами на Пхукет в Таиланде с ноября авиакомпания начала ежедневные рейсы в Бангкок, что представляет собой важный шаг в восстановлении азиатской сети. Частоты в Дубай и Дели также были значительно увеличены.

Факторы, повлиявшие на результаты

Продажи грузов на внутренних маршрутах в пределах Казахстана несколько снизились из-за увеличения вместимости грузовых автомобилей между Алматы и Астаной. На объем казахстанского экспорта по международным маршрутам негативно повлияла приостановка полетов в Россию и Украину; на тех, кто направляется в Китай, также повлияло отсутствие грузовых чартеров из Алматы в Пекин.

Основные факторы, повлиявшие на показатель своевременного выполнения рейсов в 2022 году, повлекшее за собой его понижение:

  • инфраструктура аэропорта города Алматы: проблема с оборудованием и нехватка персонала;
  • инфраструктура аэропорта города Шымкент: ограничения по безопасности, очень ограниченное количество обслуживающего оборудования и погодные условия;
  • закрытие аэропорта города Астана в дневное время в связи со строительными работами, что приводило к более длительным задержкам, когда рейс отклонялся от расписания;
  • нестабильная политическая ситуация в мире, которая вынуждает оперативно изменять маршруты большинства международных рейсов, что приводит к увеличению времени полета и к нарушению своевременного прибытия/отправления рейсов;
  • отрасль авиаперевозок столкнулась с экстремальным кризисом, выраженным забастовками и нехваткой ресурсов, включая человеческих, в зарубежных аэропортах;
  • факторы, относящиеся к окружающей среде (например, столкновение с птицами или повреждение посторонними предметами);
  • невозможность предоставить запасные части производителем Pratt&Whitney ввиду глобальных нарушений цепочек поставок.

Вышеуказанные нарушения влияют на продолжительность дежурства летного экипажа.

Чтобы свести к минимуму влияние вышеизложенного, осуществляются следующие действия:

  • c 20 июля 2022 года ежедневно вводятся самолеты на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы избежать или свести к минимуму массовые нарушения расписания и длительные задержки;
  • постоянные встречи с руководством аэропорта Алматы для улучшения работ Группы и обслуживания в аэропорту;
  • АО «Эйр Астана» официально обратилось ко всем внутренним аэропортам с просьбой заранее сообщать обо всех запланированных строительных работах для более точного планирования сети полетов;
  • постоянные встречи с Комитетом гражданской авиации и Авиационной администрацией Казахстана относительно казахстанских аэропортов и состояния оборудования;
  • изменен подход к планированию состава экипажа за счет переноса основных отпусков и тренировок на периоды низкой нагрузки.

Парк воздушных судов

В декабре 2022 года АО «Эйр Астана» получила свой 10-й самолет Airbus A321LR напрямую от производителя. Airbus A321LR представляет собой дальнемагистральную версию A321neo с двухклассной компоновкой: 16 мест в бизнес-классе и 150 мест в экономическом. Airbus A321LR выполняет рейсы международной сети Эйр Астаны в такие пункты назначения, как Анталия, Бангкок, Дубай, Франкфурт, Стамбул, Лондон, Пхукет и Шарм-эль-Шейх, а также новый рейс в Ираклион на греческом острове Крит.

На 31 декабря 2022 года Группа эксплуатировала 43 самолета, включая 35 самолетов семейства Airbus A320/A321, три Boeing 767 и пять Embraer E190-E2. 29 самолетов эксплуатируются АО «Эйр Астана» и 14 — FlyArystan в соответствии с единым сертификатом эксплуатанта, принадлежащим Группе. Средний возраст флота Группы на конец 2022 года составлял 5 лет, что делает его одним из самых молодых в мире.

Выведя из эксплуатации Boeing 757 и Embraer E190-E1 в 2020–2021 годах, Группа продолжит реализацию своей стратегии упрощения парка, направленной на сокращение семейства самолетов до двух типов. К концу 2027 года планируется увеличить парк до 64 самолетов.

Инженерно-техническое обеспечение

Для обеспечения высочайшего уровня безопасности воздушных судов, летной годности и надежности воздушных судов Департамент инженерно-технического обеспечения (ИТО) обслуживает парк воздушных судов Группы в соответствии с программой технического обслуживания производителя воздушных судов, утвержденной авиационным регулятором. ИТО — одно из крупнейших и наиболее сложных подразделений авиакомпании, в котором работает более 850 сотрудников в 6 подразделениях.

Высокие стандарты технического обслуживания Эйр Астаны выполняются в соответствии с правилами Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA). Авиакомпания является утвержденной организацией по техническому обслуживанию EASA Part 145, которая регулярно проверяется EASA для обеспечения соответствия. Авиакомпания имеет разрешения EASA на выполнение технического обслуживания самолетов на базах в Алматы и Астане, с линейными станциями в Атырау, Шымкенте и Актау, которые открылись в 2021 году, также имеются ангары для технического обслуживания в Алматы и Астане. Кроме того, АО «Эйр Астана» предоставляет услуги линейного технического обслуживания для внешних клиентов-авиакомпаний.

В 2022 году Департамент ИТО продолжил расширение проекта по организации собственного технического обслуживания и ремонта (ТОиР) по форме C-check для семейства самолетов Airbus A320, что дает значительную экономию средств в сравнении с аутсорсинговой схемой ТОиР. В октябре 2022 года АО «Эйр Астана» стало первым казахстанским перевозчиком, выполнившим комплексное техническое обслуживание уровня C2, которое включает в себя углубленные проверки и испытания каждой части самолета, включая неразрушающий контроль конструкции самолета. На конец 2022 года компанией выполнено 14 C-check, что позволило значительно сократить расходы и в то же время повысить инженерный опыт.

Тренинг академия

Тренинг академия АО «Эйр Астана» является аккредитованным авиационным учебным центром Авиационного управления Казахстана (ААК), который также предоставляет обязательные (регуляторные) тренинги внешним клиентам.

В 2022 году развитие навыков инструкторов было сосредоточено на компьютерном и электронном обучении с упором как на новые программы, так и на улучшение существующих курсов. Чтобы улучшить опыт сотрудников и поощрить культуру самообучения, система управления обучением (LMS) была переработана, чтобы сделать ее более удобной для пользователя. В LMS была запущена новая библиотека личного развития с более чем 40 новыми курсами/статьями и видео для поддержки индивидуальных планов личного развития и обучения на основе результатов оценки, ценностей компании и основных компетенций.

Также, ключевым было развитие программы обучения на рабочем месте для инженерных и наземных служб, для поддержания постоянного обучения на рабочем месте и интеграцию новых сотрудников в свои отделы.

На базе в Астане будет установлен полноценный летный тренажер для поддержки обучения пилотов, и станет первым в своем роде в Казахстане, который будет введен в эксплуатацию в апреле 2023 года. Тренажер будет эксплуатироваться в соответствии со стандартами EASA при поддержке, утвержденной EASA учебной организации по летным тренажерам и под надзором авиационного управления EASA. Эксплуатация авиасимулятора и технические возможности, предоставляемые АО «Эйр Астана», будут соответствовать требованиям EASA. Это значительно расширит возможности авиакомпании по обучению в рамках ее запланированного будущего роста.

Система бронирования

Разработка нового механизма интернет-бронирования (IBE) позволила значительно улучшить качество обслуживания клиентов и взаимодействие с пользователями. www.airastana.com остается ключевым источником международной электронной коммерции в Казахстане, предлагая клиентам различные удобные способы оплаты в дополнение к кредитным картам, такие как использование ApplePay или получение мгновенного кредита в крупнейших банках Казахстана. Гибкие варианты самообслуживания и регистрации также привлекают клиентов онлайн, а не через порталы, которыми управляют глобальные агенты, которые требуют высоких затрат на глобальную систему дистрибуции из-за их зарубежных локаций.

Инновации

Отличительная черта любого бизнеса, нацеленного на успех в будущем, — акцент на инновационных процессах и цифровизации. В 2022 году Компания продолжила активно инвестировать в инфраструктуру Компании в области IT и электронного бизнеса, запуская новые продукты и осуществляя текущие проекты по разработке в ответ на ответ на отзывы клиентов, так и для оптимизации и повышения эффективности и удобства всего процесса путешествия.

Каждый месяц порядка 10 000 пассажиров используют терминалы самообслуживания. В течение 2022 года АО «Эйр Астана» приняло участие в проекте EGOV ID в сотрудничестве с авиационными властями и аэропортами Казахстана позволив пассажирам использовать e-ID для внутренних авиаперелетов, и данная система сейчас полностью работает во всех аэропортах Казахстана. Внедрена система сверки багажа (BRS), чтобы избежать случаев неправильного обращения с багажом.

Планы на 2023 год

  • Развитие и восстановление региональных маршрутов за счет запуска новых направлений и увеличения частоты на действующих маршрутах;
  • Расширение парка за счет поставок новых самолетов;
  • Реализация ряда новых цифровых проектов: биометрический аэропорт, позволяющий быстрее и эффективнее выполнять все аэропортовые формальности; система оплаты в аэропортах; интерактивный мобильный посадочный талон, интеграция СКС (Station Control System) в Астане с системой аэропорта (автоматизация услуг и биллинга); файлы цифровых станций (безбумажные процедуры);
  • Увеличение ежегодного набора в программу Ab-Initio Cadet;
  • Дальнейшее расширение мощностей по тяжелому техническому обслуживанию в Астане за счет добавления мастерских по композитному ремонту, ремонту конструкции планера, ремонту и испытанию аварийного оборудования, ремонту бортовых развлекательных компонентов и калибровке инструментов;
  • Удовлетворение потребности в техническом обслуживании расширяющегося парка, путем рассмотрения всех аспектов расширения ангаров в Алматы и Астане, людских и технических ресурсов, включая требования к обучению;
  • Увеличение показателя своевременного выполнения рейсов;
  • Расширение аэропорта Алматы в 2023–2024 годах позволит увеличить пропускную способность, а также улучшить условия для пассажиров;
  • Представление ряда инициатив для улучшения обслуживания пассажиров на борту;
  • Переход к более экологичному подходу, поддерживаемое введением MyPress (цифровой контент для пассажиров), что сокращает количество печатной прессы;
  • Расширение кино- и музыкальной библиотеки за счет усовершенствованных встроенных мониторов и подписанного соглашения с Disney;
  • Получение ESG-рейтинга;
  • Верификация раздела по устойчивому развитию в Годовом отчете (ГО) Группы;
  • Интеграция целей в области Устойчивого развития в практику отчетности ГО.

82%
коэффициент загрузки ВС

АО «QAZAQ AIR» – казахстанская авиакомпания, созданная для повышения безопасности и доступности межрегионального авиасообщения в Республике Казахстан и приграничных территориях соседних государств. Ежегодно подтверждая сертификацию IOSA и являясь официальным членом IATA, Авиакомпания привносит в региональные авиаперевозки культуру международных стандартов безопасности. Авиакомпания была создана специально для работы на внутренних авиалиниях Казахстана, как реакция на растущую потребность населения в стабильном сообщении между областными центрами.

Ключевые результаты деятельности

Показатель

2021

2022

производственные показатели:

пассажиропоток, тыс. чел.

569,8

561

объем грузоперевозок, тонн

50,2

32,1

коэффициент загрузки ВС, %

78

82

показатель своевременного выполнения рейсов, %

73

75,7

финансовые показатели, млрд тенге:

выручка

12,8

20,4

чистый убыток

–6,5

–6,6

операционная прибыль/убыток

–2,8

3,2

объем выплаченных налогов

0,8

0,8

Обзор рынка

Основной стратегической целью Авиакомпании является налаживание внутренних региональных маршрутов для развития авиасообщения, в особенности по тем направлениям, где имеется активный спрос, и на рынке отсутствует либо имеется недостаточное предложение.

Авиакомпания способствует экономическому развитию, связывая регионы доступными внутренними авиаперелетами с городами, являющимися двигателями роста, обеспечивая стыковки с международными и более длинными маршрутами из этих городов.

В Казахстане в сфере региональных перевозок остаются направления, недостаточно охваченные удобными и доступными авиаперевозками. При этом развитие регионального сообщения способствует раскрытию социально-экономического потенциала областей Казахстана. Сегодня большинство наших пассажиров пользуются уникальными маршрутами, которых нет у других авиакомпаний. АО «QAZAQ AIR» продолжает интенсивную работу по развитию внутренних авиаперевозок и будет работать в направлении приграничных маршрутов с тем, чтобы поддержать качественный рост казахстанской экономики и повысить уровень жизни населения.

В 2022 году Авиакомпания вошла в тройку лучших в номинации «Лучшие региональные авиакомпании Центральной Азии и СНГ 2022» по версии Skytrax. Высокая оценка работы Авиакомпании в рамках премии Skytrax является доказательством приверженности высоких стандартов и признания со стороны пассажиров. Высокая ориентация на клиента, предоставление надежных продуктов и услуг на всех этапах путешествия: от покупки билета, на борту и содействие в ускоренном прохождении всех аэропортовых процедур регистрации.

Факторы, повлиявшие на результаты

Итоги 2022 года подтверждают достижение АО «QAZAQ AIR» ключевых результатов становления авиаперевозчика и вклад в развитие гражданской авиации Казахстана.

В 2022 году Авиакомпания продемонстрировала прирост доходов на 61 % в том числе за счет наращивания международной программы полетов.

Вместе с тем, необходимо выделить ряд факторов, которые повлияли на понижение показателя своевременного выполнения рейсов в 2022 году:

  • инфраструктура местных аэропортов: ограниченное количество обслуживающего оборудования и погодные условия; отсутствие стоянок ВС для проверки двигателей и сложности с их организацией, и нехватка персонала;
  • нестабильная политическая ситуация в мире, которая повлияла на количество перевозок в 2022 году.

Запуск собственного авиационного учебного центра

Первое образовательное учреждение авиакомпании для подготовки авиаперсонала успешно стартовало в 2022 году. В мае учебный центр получил сертификат, подтверждающий его соответствие и готовность обучать специалистов авиаотрасли. В центре уже прошли обучение и приступили к работе 23 бортпроводника. Также, в 2022 году 6 казахстанцев, вторых пилотов, стали командирами воздушных судов.

Маршрутная сеть

Авиакомпания в 2022 году запустила международные рейсы из Атырау в Астрахань и из Актобе в Баку. Авиасообщение с приграничными городами-миллионниками – Омском, Новосибирском, Казанью и Екатеринбургом стали выполняться на регулярной основе.

В региональную маршрутную сеть авиакомпании вошли востребованные, социально важные маршруты, субсидируемые государством по направлениям: из Туркестана в Костанай, Уральск, Актобе, из Алматы в Жезказган, из Астаны в Талдыкорган и Павлодар, а также из Жезказгана в Караганду.

Соответствие международному стандарту производственной безопасности IOSA

В 2022 году авиакомпания АО «QAZAQ AIR» в очередной раз успешно подтвердила соответствие международному стандарту IOSA и является официальным членом ИАТА. Аккредитованные независимые аудиторы провели проверку на выполнение стандартов и рекомендуемых практик IOSA по всем направлениям операционной и производственной деятельности авиакомпании: организация и система управления безопасностью полетов, производство полетов, организационное обеспечение полетов и полетно-диспетчерское обеспечение, инженерно-техническое обеспечение воздушных судов, действия бортпроводников и технического экипажа, наземное обслуживание, перевозка грузов и обеспечение авиационной безопасности.

Обеспечение культуры безопасности

Здоровье и безопасность сотрудников определяет основу реализации стратегических целей компании.

АО «QAZAQ AIR» следует показателям производственной безопасности, снижая риски травматизма и возникновения несчастных случаев, внедряя культуру безопасности во все аспекты деятельности. За 2022 год коэффициент травм с потерей рабочего времени (LTIF) равен 0, за период несчастных случав и происшествий не зарегистрировано.

На пути к цели

Флот авиакомпании АО «QAZAQ AIR» состоит из пяти современных турбовинтовых самолетов De Havilland Dash-8-Q400NG (ранее известные как Bombardier Q400) канадского производства. Для увеличения пассажиропотока и расширения маршрутной сети компания ведет работу по приобретению реактивного самолета. Увеличение флота обеспечит конкуренцию на рынке авиаперевозок и даст возможность летать на более дальние расстояния. В 2023 году планируется запуск новых международных рейсов Астана – Челябинск – Астана, Актобе – Минеральные воды – Актобе, также нового субсидированного направления по маршруту Астана – Урджар – Астана.