Транспорт и логистика

252
млрд ткмгрузооборот (эксплуатационный)

Развитие транспортно-логистического потенциала

Акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (далее – АО «НК «ҚТЖ») – транспортно-логистический холдинг, оператор магистральной железнодорожной сети Республики Казахстан, Национальный железнодорожный перевозчик грузов и пассажиров. Группа компаний АО «НК «ҚТЖ» обеспечивает экономическую взаимосвязь с 17 областями Республики Казахстан и 3 городами республиканского значения, и через 16 стыковых пунктов – с пятью соседними странами: Китаем, Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. АО «НК «ҚТЖ» является крупнейшим собственником локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов в стране. АО «НК «ҚТЖ» является одним из самых крупнейших работодателей в Казахстане.

Ключевые результаты деятельности

Показатель

2021

2022

производственные показатели

грузооборот (эксплуатационный), млрд ткм

239

252

пассажирооборот, млрд пкм

9,5

12,4

транзит в контейнерах, тыс. ДФЭ*

1 065,6

1 129,2

финансовые показатели, млрд тенге

выручка

1 330,2

1 482,1

чистая прибыль

119,1

34,9

операционная прибыль

254,8

177,9

чистый долг

1 937,4

2 161,4

объем выплаченных налогов

140,4

148,8

* Двадцатифутовый эквивалент.

В уходящем году национальная компания АО «НК «ҚТЖ» достигла рекордного, за всю историю своего существования грузооборота, который превысил отметку в 252 млрд тонн на километр. За 20 лет этот показатель вырос в два раза, к уровню 2021 года — на 5,4 %. Такое достижение стало возможным благодаря изменению логистики, увеличению дальности перевозок и росту экспорта горно-металлургической продукции.

В пассажирообороте железнодорожного транспорта также произошел рост на 29,7% в сравнении с уровнем 2021 года, следовательно, доля в общем пассажирообороте всей транспортной отрасли, включая гражданскую авиацию и автомобильный транспорт выросла на 22 % и составила 14 %.

Факторы, повлиявшие на результаты

Снижение финансовых результатов произошло за счет роста расходов на материалы, топливо и услуги в связи с ростом цен, расходов на финансирование за счет увеличения долговых обязательств, расходов ФОТ за счет повышения заработной платы работникам Компании.

Увеличение чистого долга связано с привлечением заемного финансирования для обновления парка локомотивов Компании в размере 132 млрд тенге, а также был произведен первый выпуск облигаций для реализации инфраструктурного проекта «Строительство вторых путей участка «Достык - Мойынты» на сумму 162,9 млрд тенге.

Кроме того, в 2022 году возникли проблемы, связанные с нарушением традиционных транспортно-логистических цепочек.

Эти проблемы включали следующие факторы:

  • геополитическая ситуация и изменение логистики, которые привели к нарушению традиционной транспортной цепочки на маршруте Китай - Европа - Китай;
  • затруднения при приеме-передаче поездов на казахстанско-китайских погранпереходах;
  • невозможность принятия поездов в полном объеме на казахстанско-российских и казахстанско-туркменских погранпереходах;
  • санкционная политика в отношении Ирана;
  • усиление конкуренции со стороны альтернативных видов транспорта.

Для обеспечения безопасного и бесперебойного пропуска грузов по территории Казахстана была проведена работа по формированию альтернативных маршрутов. Был привлечен новый транзитный грузопоток по маршруту из Китая в Россию и Беларусь, а также в обратном направлении. Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) является перспективным направлением развития международных перевозок и активно пользовался спросом у грузоотправителей для доставки грузов в направлении портов Грузии, Турции и далее на европейские рынки. Для расширения пропускной способности ТМТМ был сформирован единый подход по развитию инфраструктуры со стороны всех участников маршрута, запланирован ряд проектов по улучшению инфраструктуры казахстанского участка маршрута, а также на территории Азербайджана и Грузии.

Также была проведена большая работа по развитию Южного коридора. Активно развиваются транзитные перевозки по Южному коридору, который проходит из Китая через территорию Казахстана и Ирана в Турцию.

Модернизация инфраструктуры

В рамках Национального проекта «Сильные регионы – драйвер развития страны» в ноябре 2022 года началось строительство вторых путей на железнодорожном участке «Достык – Мойынты». Цель проекта – увеличение пропускной способности участка и развитие транзитного потенциала страны.

Строительство второй линии протяженностью 836 км позволит увеличить пропускную способность участка в 5 раз (с 12 пар грузовых поездов до 60 пар в сутки). Это решит важную задачу по обеспечению бесперебойного экспорта отечественной продукции и обеспечит возможность перевозки грузов казахстанских экспортеров в данном направлении.

Строительство планируется провести с использованием отечественных материалов. При этом доля местного содержания составит свыше 80 %. В рамках проекта будет привлечено 3 700 строителей, а после сдачи линии в эксплуатацию, будут обеспечены 500 постоянных рабочих мест на железной дороге.

Реализация проекта способствует развитию малого и среднего бизнеса. Совокупный эффект от реализации проекта позволит дополнительно увеличить поступления в бюджет в размере 4,1 трлн тенге в течение 20 лет. Строительство планируется завершить в 4 квартале 2025 года.

Кроме того, проделана работа по ряду проектов: строительство ж/д линии «Дарбаза – Мактаарал», протяженностью 106 км планируется в 2024–2025 годы, строительство ж/д линии «Бахты – Аягоз» – 3-й пограничный пункт пропуска, протяженностью 270 км – 2024–2025 годы, строительство обводного ж/д узла вокруг Алматы, протяженностью 73 км – 2023–2024 годы. Наряду с крупными инфраструктурными инициативами сформирован план по модернизации магистральной железнодорожной сети и подъездных путей. В ближайшие три года планируется провести капитальный ремонт более 2 тыс. км железнодорожных путей.

В рамках развития международных транспортных маршрутов Казахстан подписал совместные с Азербайджаном, Турцией и Грузией Дорожные карты на 2022–2027 годы по синхронному устранению «узких» мест и укреплению Транскаспийского международного транспортного маршрута. Государство планирует увеличить пропускную способность портов Актау и Курык, построить «контейнерный хаб», а также пополнить торговый флот 10 новыми паромами. Ожидается, что аналогичные меры будут приняты со стороны других стран-подписантов.

Также в 2022 году по поручению президента стартовал процесс трансформации АО «НК «ҚТЖ» в Национальную транспортно-логистическую компанию. На сегодняшний день при АО «НК «ҚТЖ» создан Центр компетенции, основной задачей которого является организация новых логистических продуктов и переориентация транзитных грузопотоков на трансказахстанские маршруты.

Пассажирские перевозки

В пассажирообороте железнодорожного транспорта также произошел рост на 33,2 % в сравнении с уровнем 2021 года, следовательно, доля в общем пассажирооборе всей транспортной отрасли (включая гражданскую авиацию и автомобильный транспорт) выросла на 22 % и составила 14 %.

Дочерняя компания АО «НК «ҚТЖ» – АО «Пассажирские перевозки» делает немало для создания комфортных условий для пассажиров. Тем более, учитывая протяженность железных дорог на территории Казахстана, это очень важный фактор сохранения имиджевой привлекательности этого сектора бизнеса АО «НК «ҚТЖ». Предпочтения пассажиров изучаются, работает обратная связь, жалобы на сервис тщательно фиксируются и разбираются в компании. Немало делает для обновления вагонного парка.

Пассажирооборот Казахстана в 2022 году по видам транспорта, млн пкм

 

Пассажирооборот, млн пкм

Доля в общем пассажиробороте, %

 

2020

2021

2022

Изменение 2022/2021, %

2021

2022

Весь транспорт

108 283,6

106 813,1

116 516,1

9,08

100

100

Автомобильный и городской электрический транспорт

91 298,4

79 709,3

80 040,8

0,42

74,63

68,70

Воздушный транспорт

8 335,0

14 815,7

20 109,3

35,73

13,87

17,26

Железнодорожный транспорт

8 649,3

12 286,1

16 363,0

33,18

11,50

14,04

Водный транспорт

0,5

1,4

2,4

71,4

0,00

0,00

Морской транспорт

0,3

0,6

0,7

16,7

0,00

0,00

Пассажирооборот Компании в 2022 году вырос на 29,7 % к уровню 2021 года и составил 12 353 млн пкм (в 2021 году – 9 524,3 млн пкм). Увеличение пассажирооборота произошло благодаря снятию ограничений движения поездов, связанных с коронавирусной инфекцией и за счет возобновления курсирования межгосударственных и транзитных поездов, а также оптимизацией маршрутной сети по поездам Тальго с переводом отдельных поездов с коммерческих на социальные маршруты.

Численность отправленных пассажиров АО «Пассажирские перевозки» за 2022 год составила 14 073 тыс. пассажиров (в 2021 году – 11 597 тыс. пассажиров), в том числе:

  • по поездам формирования АО «Пассажирские перевозки» – 11 665 тыс. пассажиров;
  • по филиалу «Пригородные перевозки» – 2 315 тыс. пассажиров;
  • по поездам формирования чужих ж/д администраций – 93 тыс. пассажиров.
Численность пассажиров, отправленных АО «Пассажирские перевозки»

Доходы от пассажирских перевозок за 2022 год составили 88,4 млрд тенге, что выше факта аналогичного периода 2021 года на 54,4 % по причине роста объема пассажирооборота на 29,7 %.

Новые маршруты

В январе 2022 года из Актау отправился в первый рейс пассажирский поезд № 77/78, следующий по маршруту «Мангистау — Алматы-2», с новыми купейными и плацкартными вагонами. Для мангистауцев это стало большим событием, так как полуостров расположен далеко как от столицы, так и от Алматы.

Маршрут Мангистау — Алматы является самым протяженным в стране, его длина составляет 2 812 километров, и, естественно, вопрос комфортных условий проезда у пассажиров на первом месте.

Население региона сразу почувствовало прямую выгоду, ведь составы из новеньких вагонов несут стимулы для развития экономики региона, поскольку побережье Каспийского моря очень привлекательно для развития туризма. А новые поезда, курсирующие отсюда, пользуются большим спросом не только у местных жителей, но и у приезжих гостей и туристов.

Кстати, график движения этих поездов претерпел изменения: время в пути от Актау до Алматы сократилось на 2,5 часа. Это время в пути пассажиры будут проводить в новых вагонах с повышенным сервисом.

В вагонах есть разъемы для зарядки телефонов (по две электрические розетки и два современных USB-порта), есть система видеонаблюдения. Для удобства пассажиров в каждом вагоне установлены холодильник, микроволновая печь, титан с горячей водой и диспенсер с питьевой водой.

Вагоны приобретены в рамках государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» и собраны на заводе «Тұлпар» по технологии Тверского вагоностроительного завода. Приобретение вагонов профинансировало АО «Фонд развития промышленности».

Также открылось железнодорожное сообщение между Атырау и Астраханью. Поездки выполняет международный пассажирский поезд № 625/626 сообщением «Атырау - Астрахань». Решение о его запуске принято на основании двусторонней договоренности между железнодорожными администрациями Казахстана и России. Периодичность курсирования – через день.

В сентябре 2022 года АО «НК «ҚТЖ», идя навстречу запросам клиентов, запустило поезд сообщением «Астана – Жезказган», курсирующий через день.

В поезде, сформированном из вагонов Тальго, 344 места. Вагоны оборудованы системой кондиционирования и биотуалетами. В каждом купе есть розетки, и в пути следования могут смотреть фильмы и слушать музыку на мультимедийном портале
«Vputi.kz».

Кроме того, пассажиры могут воспользоваться услугами вагон-ресторана. В вагонах класса «Гранд» и «Гранд PMR» (для лиц с ограниченным возможностями) предусмотрены душевые кабины.

В АО «Пассажирские перевозки» обновление вагонного парка ведется постоянно. Только в период с 2010 по 2022 год компания приобрела 1 224 вагона, из них 141 вагон — для обновления составов поездов по Мангистауской области.

Приятной новостью для представительниц прекрасного пола стало появление на маршруте «Мангистау — Алматы-2» специального женского вагона. В 2021 году компания провела анализ рынка и опрос клиентов, в результате которого «Пассажирские перевозки» решили ввести новую услугу для женщин-пассажиров. Внешне и внутри женские вагоны ничем не отличаются от других. Только при оформлении железнодорожных билетов на сайте BILET.RAILWAYS.KZ или в билетных кассах АО «Пассажирские перевозки» при наличии знака «женский» этот вагон будет предназначен только для продажи билетов пассажирам исключительно женского пола. В рамках пилотного проекта услугу решили внедрить на самых длительных маршрутах «Мангистау — Алматы» и «Алматы — Усть-Каменогорск».

В рамках внедрения в пилотном режиме программы лояльности с 14 марта 2022 года АО «Пассажирские перевозки» запустило дисконтную карту «Алтын». Она предусматривает 25%-ную скидку на поездки в стандартных пассажирских вагонах и «Тальго». Приобрести карту можно в билетных кассах компании, ее стоимость в 2022 году составляла 19 999 тенге. Воспользоваться дисконтной картой можно при офлайн- и онлайн-покупке билетов.

Комфортные условия для пассажиров

В 2022 году пассажирский железнодорожный парк Казахстана пополнили 62 вагона «Тальго». По итогам международного конкурса в ближайшие годы планируется закупить еще около 500 новых вагонов. Все они будут соответствовать международным стандартам. После поставки этих вагонов парк будет обновлен в обще сложности на две трети. В конце 2022 года, по итогам международного конкурса, на основании рекомендаций DB Engineering & Consulting швейцарская компания Stadler Bussnang AG определена в качестве партнера в проекте по производству пассажирских вагонов в Казахстане на базе завода «Тұлпар».

Вагоны Stadler обладают рядом преимуществ: срок эксплуатации составляет 40 лет, европейский стандарт качества, современный дизайн, уровень локализации не менее 35 % и трансферт новейших технологий.

В числе преимуществ также вместимость объема топливного бака вагонов, который позволит работать составу пассажирского поезда в автономном режиме гораздо дольше по сравнению с другими производителями.

В целом, технические характеристики вагонов позволяют проводить безотцепочный ремонт, без длительных отцепов на плановые виды ремонта. Тем самым составы обеспечат беспрерывный перевозочный процесс.

Планируется, что для организации производства вагонов местный персонал «Тұлпар» пройдет соответствующее обучение на заводах Stadler. На сегодняшний день АО «НК «ҚТЖ» прорабатывает вопрос финансирования с участием АО «Самрук-Қазына», также проводятся переговоры по минимизации валютных рисков.

Грузовые перевозки

Увеличение объема грузооборота наблюдалось во внутреннем водном транспорте – 54,5 %, морском транспорте – на 23,4 %. Рост грузооборота трубопроводного транспорта составил 3,6 %.

В 2022 году тарифный грузооборот АО «НК «ҚТЖ» составил 245,2 млрд тонн на километр, что на 5,1 % выше уровня 2021 года. Рост обусловлен увеличением грузооборота в экспортном и транзитном сообщениях. Общий эксплуатационный грузооборот достиг исторического максимума и составил 252 млрд тонн на километр – и это безусловный рекорд железнодорожников Казахстана.

Примечательно, что грузовые перевозки внутри страны наоборот показали снижение на 1,9 %. Произошло это из-за уменьшения объёма перевозок лома черных металлов, железной руды и руды цветных металлов, зерна.

А вот по вывозу грузооборот увеличился на 10,3 %. По ввозу в пределы Казахстана грузооборот снизился на 2,3 % (за счет уменьшения объёма перевозок грузов на 3 %). Уменьшился объём перевозок нефтепродуктов, угля, химикатов, строительных грузов, лома черных металлов, удобрений, цветных металлов, кокса каменноугольного, цемента.

Следующие транзитом через Казахстан грузовые поезда дали в итоге увеличение на 14 %. Что и немудрено, учитывая рост объема перевозок в целом – на 10,5 %.

Доля основных грузов в грузообороте АО «НК «Қазақстан темір жолы» за 2022 год

Увеличились перевозки угля из Кыргызстана в Беларусь, Россию и европейские страны; железной руды из России в Узбекистан и Китай; нефтепродуктов из России и Беларуси в страны Центральной Азии и т.п.

В 2022 году по отношению к 2021 году произошло увеличение грузооборота:

  • угля – на 3,5 %;
  • нефтепродуктов – на 11,7 %;
  • зерна – на 9,4 %;
  • цветных металлов – на 20,5 %.

В 2021 году железнодорожной администрацией Казахстана были предприняты меры по преодолению пандемийных ограничений. И это позволило сохранить положительную динамику в 2022 году. Транзитные грузоперевозки увеличились более чем на 10 %, в том числе в контейнерах – на 6 %.

Основными факторами увеличения транзитных перевозок стали: новый грузопоток угля из Кыргызстана в Россию, Беларусь и страны Европы; значительный рост нефтепродуктов из России и Беларуси в страны ЦА и Афганистан в связи со снижением биржевых цен в России; увеличение перевозок зерна из России в Кыргызстан; изменение логистики перевозок химических грузов – рост поставки поливинилхлорида и каустика из Китая в Россию и страны ЦА.

Изменившаяся, вследствие геополитических причин, логистика, привела к тому, что при отсутствии перевозок удобрений (карбамид, калий хлористый, селитра аммиачная) из Узбекистана в Украину производители из этой страны переориентировались на партнеров из Латвии, Польши, Беларуси и других европейских стран. Увеличились перевозки калийных удобрений в контейнерах из Беларуси в Китай. Резко возрос рост контейнерных перевозок по маршруту «Китай - Россия - Китай».

Альтернативные маршруты перевозок

В августе 2022 года Президент РК дал поручение по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). Сегодня это перспективное направление развития международных перевозок активно пользуется спросом у грузоотправителей для доставки товаров в направлении портов Грузии, Турции и далее на европейские рынки.

Восточное направление международного транспортного коридора «Север-Юг» также рассматривается грузоотправителями, как альтернативный маршрут для транспортировки своей продукции на рынки Ирана, Индии и стран Персидского залива.

Транзит в контейнерах вырос на 6 % к уровню 2021 года и составил 1129,2 тыс. ДФЭ9.

В то же время, по итогам 2022 года контейнерные перевозки в направлении «Китай - Европа - Китай» снизились на 26 % к 2022 году и составили 490 тыс. ДФЭ.

9ДФЭ или «двадцатифутовый эквивалент» (ДФЭ, англ. TEU) — условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков, пропускной способности контейнерных терминалов или вместимости грузовых транспортных средств. Эквивалентна размерам ISO-контейнера длиной 20 футов (6,1 м) – прим.ред.
Транзит в контейнерахв период с 2020 по 2022 год, тыс. ДФЭ

Транзитные перевозки по направлениям в период с 2020 по 2022 год, тыс. ДФЭ

КНР-ЕС-КНР
КНР-ЦА-КНР
КНР-РФ-КНР
ТМТМ

Кроме того, проводится активная работа по увеличению транзитного грузопотока через Транскаспийский международный транспортный маршрут и коридор «Север – Юг» в направлении Индии, и стран Персидского залива через Иран и иранский порт Бандар-Аббас.

Организован и запущен контейнерный сервис и, в частности, шаттл-поезд по маршруту ТМТМ «Алтынколь - Актау - Баку - Поти/Батуми».

Разработана Дорожная карта по проекту «Строительство железнодорожной линии Аягоз-Бахты», в рамках которой АО «НК «ҚТЖ» совместно с ОАО «РЖД» приступило к анализу существующих и потенциальных (в условиях возрастания) объемов перевозок грузов в сообщении Россия – Казахстан – Китай до 2030 года.

Планы на 2023 год

В 2023 году АО «НК «ҚТЖ» планирует реализовать следующие цели:

  • увеличить эксплуатационный грузооборот до 268,8 млрд ткм (6,7 % к 2022 году);
  • увеличить контейнерный транзит до 1 250 тыс. ДФЭ (10,7 % к 2022 году);
  • продолжить работу по обновлению парка и модернизации инфраструктуры;
  • продолжить строительство вторых путей железнодорожного участка «Достык –Мойынты»;
  • начать строительство двух железнодорожных линий (в обход ст. Алматы, «Бахты - Аягоз»)
  • приступить к реализации проектов торговых хабов;
  • создать совместное предприятие с PSA для управления активами ТМТМ;
  • начать производство пассажирских вагонов, построенных по технологии компании Stadler;
  • продолжить трансформацию Компании в национальную транспортно-логистическую компанию.